Презентация А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Презентация А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ», содержащую 68 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 690.00 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.1 А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО КНИГЕ:
Рис.2 ПО КНИГЕ:
СИНОНИМЫ: МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.3 СИНОНИМЫ: МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
Рис.4 РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 5
Рис.5
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 6
Рис.6
Научно-исследовательская деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенны
Рис.7 Научно-исследовательская деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются научными проектами.
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
Рис.8 ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая система
Рис.9 Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Рис.10 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ (3 СМЫСЛА)
Рис.11 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ (3 СМЫСЛА)
Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще тре
Рис.12 Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 13
Рис.13
КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Рис.14 КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 15
Рис.15
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Рис.16 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
Рис.17 СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис.18 СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис.19 ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ
Рис.20 НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис.21 ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Рис.22 ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:
Рис.23 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:
ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рис.24 ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)
Рис.25 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.26 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВРЕМЕННÁЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТА (ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Рис.27 ВРЕМЕННÁЯ СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОЕКТА (ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 28
Рис.28
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 29
Рис.29
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 30
Рис.30
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 31
Рис.31
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Рис.32 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Рис.33 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрально
Рис.34 ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного вопроса. 2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования. 3. Обоснование проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов. 4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в е
Рис.35 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ: 1. Исследована новая (на рис. обозначена затенением), предметн
Рис.36 НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ: 1. Исследована новая (на рис. обозначена затенением), предметная область (рис. а); 2. К ранее исследованной предметной области применены новые технологии – методы или средства познания (рис. б) 3. Одновременно исследуется новая предметная область с использованием новых технологий (рис. в). Вариант (рис. г) принципиально невозможен!
ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Рис.37 ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ДЛЯ НЕЕ ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рис.38 ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ДЛЯ НЕЕ ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» Можно условно расположить различные науки на плоскости (см. следующий сла
Рис.39 «ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» Можно условно расположить различные науки на плоскости (см. следующий слайд): «Обоснованность результатов» – «Область их применимости (адекватности)», и сформулировать (опять же условно, по аналогии с принципом неопределенности В. Гейзенберга) следующий «принцип неопределенности»: текущий уровень развития науки характеризуется определенными совместными ограничениями на «обоснованность» результатов и их области применимости
«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
Рис.40 «ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ) А Б В Г Д Е Ж
Рис.41 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ) А Б В Г Д Е Ж
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ В самом первом приближении тема исследования формулируется в его начале. Но заверш
Рис.42 ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ В самом первом приближении тема исследования формулируется в его начале. Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован предмет исследования – ведь в подавляющем большинстве случаев тема исследования и указывает на предмет исследования, а ключевое слово или словосочетание в теме исследования указывает, чаще всего, на его объект.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 1. В первом значении подход рассматривается как некоторый исход
Рис.43 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 1. В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельный подход).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 2. Во втором значении исследовательский подход рассматривается
Рис.44 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 2 значения 2. Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы); качественный и количественный подходы; феноменологический и сущностный подходы; единичный и общий (обобщенный) подходы. 2 в 5-й степени = 32 варианта !
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.45 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Критерии оценки достоверности результатов
Рис.46 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания: 1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью; 4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Критерии оценки достоверности результатов
Рис.47 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования: 1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области). 2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить. 3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением. 4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.48 СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕЗА Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания). Научная ги
Рис.49 ГИПОТЕЗА Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания). Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.
УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ: 1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для ан
Рис.50 УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ: 1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается. 2. Принципиальная проверяемость гипотезы. 3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений. 4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.51 СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях
Рис.52 ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)
Рис.53 ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)
ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ Методика исследования – документ, который включает
Рис.54 ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ Методика исследования – документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, его цели, гипотезы, задач, методологических основ и методов исследования, а также планирование, то есть разработку временнóго графика выполнения намеченных работ.
СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Заключается в подготовке экспериментальной документац
Рис.55 СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Заключается в подготовке экспериментальной документации, подготовке бланков протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого экспериментального оборудования, создании необходимого программного обеспечения и т. п. Стадия технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной научной работы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.56 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 57
Рис.57
СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включает два этапа: теоретический этап (анализ и систематизация литер
Рис.58 СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включает два этапа: теоретический этап (анализ и систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической части исследования); эмпирический этап – проведение опытно-экспериментальной работы.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛАССИФИКАЦИИ: 1. Каждая классификация может проводиться только по одном
Рис.59 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛАССИФИКАЦИИ: 1. Каждая классификация может проводиться только по одному основанию. 2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему всего классифицируемого класса. 3. Каждый объект может попасть только в один подкласс. 4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. 5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ
Рис.60 ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ
Рис.61 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ: алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т. д. ); класси
Рис.62 СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ: алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т. д. ); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (базисные, прогностические, графовые, открытые, закрытые, динамические, комплексы моделей и т. д. ); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (развивающиеся понятия, системы понятий и т. д. ); приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т. д. ); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т. д. ); формы (совокупности форм и т. д. ); функции; характеристики (сущностные характеристики и т. д. ); цели (совокупности целей, иерархии целей); этапы и т. д. В отраслях наук сильной версии добавляются еще теоремы, леммы, утверждения.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко
Рис.63 ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает значительную, а подчас и большую часть бюджета времени исследователя, служит лишь для подтверждения или опровержения предварительно сделанных им теоретических построений, начиная с гипотезы.
СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Этап апробации результатов. Апробация осуществляется в фо
Рис.64 СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Этап апробации результатов. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Этап оформления результатов. По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рис.65 РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Научное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращ
Рис.66 РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Научное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний: - объекта научной деятельности – итоговая оценка (самооценка) результатов исследования субъекта деятельности, т. е. самого себя – рефлексия системы научного знания - научная рефлексия
А. М. НОВИКОВ Д. А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, рис. 67
Рис.67
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ на сайте
Рис.68 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ на сайте


Скачать презентацию