Презентация ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ

Презентация ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ», содержащую 22 слайда и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 231.00 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Лекция 5 . ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ ПЛАН Теоретические основания сексуальной политики. Стратегии гендерной
Рис.1 Лекция 5 . ГЕНДЕРНЫЕ ПОЛИТИКИ ПЛАН Теоретические основания сексуальной политики. Стратегии гендерной политики США.
- 2 – Теоретические основания сексуальной политики Присутствие в названии слова «политика» означает
Рис.2 - 2 – Теоретические основания сексуальной политики Присутствие в названии слова «политика» означает наличие определенной социальной группы, заинтересованной в достижении и удержании власти в конкретной сфере социального взаимодействия. Если говорить о власти патриархата в во взаимодействии мужчин и женщин, то означает занормированность в цивилизационной культуре подчинения/зависимости женщин от мужчин. Кейт Миллет говорит о том, что это господство – двойное: мужчины над женщиной и старших над младшими. Понятно, что разные исторические периоды формы патриархатной власти оказывались различны. Обычно власть либо удерживается конвенционально – на основе договоренности, либо насаждается силовыми методами. Согласие чаще обеспечивается идеологией. Эффективная идеология предполагает действенные механизмы достижения необходимых результатов. В гендерных отношениях таким определяющим механизмом является социализация.
- 3 - В сексуальной политике социализация задает образцы темперамента, роли и статуса. Политическое
Рис.3 - 3 - В сексуальной политике социализация задает образцы темперамента, роли и статуса. Политическое воздействие на темперамент предполагает формирование личности в соответствии с половыми стереотипами, определяемыми ценностями и потребностями господствующей группы. Поскольку доминирующей группой в патриархатном обществе являются мужчины, взаимодействие строится на основе стереотипов мужского господства и женского подчинения. Стереотип мужского поведения предполагает агрессивность, деятельность, ум, силу, высокую энергетику. Стереотип женского поведения - мягкость, уступчивость, покорность, пассивность, эмоциональность, невежественность. Половая роль - во многом совпадает с темпераментом. Она определяет стереотипы установок, моделей деятельности, поведения и жестов для каждого из полов. Половые роли патриархатного общества стереотипизируются на основании разграничения биологического и социального опыта.
- 4 - Поэтому, в соответствии со стереотипом женственности или феминности, женщине предписаны роли м
Рис.4 - 4 - Поэтому, в соответствии со стереотипом женственности или феминности, женщине предписаны роли матери, жены и любовницы. Все они определяются биологическим основанием, в этих пределах допуская определенные степени активности, деятельности и даже ответственности. Последнее уже относится к сфере социального. Мужчина в патриархатном обществе поддерживает такое ролевое распределение, поскольку нуждается в гарантиях заботы, комфорта, поддержки авторитета у подрастающих детей. Соответственно, сфера социальной активности рассматривается прерогативой мужчин. Маскулинный стереотип деятельности предполагает полный контроль социальной сферы и частичный контроль – биологической, организуемый с позиций амбиций, инстинктов и возможностей мужчин. Более высокие статусные позиции мужчин, по сравнению с женщинами, определяется тем, что статус зависит от распределения и содержания ролей.
- 5 - Постоянство исполнения ролей верхнего руководства и организации мужчинами закрепляет темпераме
Рис.5 - 5 - Постоянство исполнения ролей верхнего руководства и организации мужчинами закрепляет темперамент, необходимый для доминирования. По существу, категориальный аппарат теории сексуальной политики – междисциплинарен: категория «статус» является в данном случае политическим компонентом; категория «роль» - социологическим; категория «темперамент» – психологическим. Ни темперамент, ни роль, ни статус – не укоренены в человеческой природе. Мужское превосходство в большинстве случаев оказывается политическим лозунгом, идеологией патриархатной культуры. Больший вес мальчиков-младенцев – весьма относительный критерий. Большая сила – во многом продукт социализации. В политических же отношениях большая сила мужчин – совершенно безразлична, т. к. здесь более важным оказывается интеллект и стратегирование коммуникаций, вырабатываемые цивилизацией.
- 6 - Даже более ранние цивилизации на уровне высших классов и элитных страт могли заменить физическ
Рис.6 - 6 - Даже более ранние цивилизации на уровне высших классов и элитных страт могли заменить физическую силу оружием, знаниями, хитростью и техникой. Современная цивилизация уже практически не нуждается в физической силе, признавая состязательность по этому уровню лишь в некоторых видах искусства и спорте. Если обратиться к истории, то придется признать, что патриархату, скорее всего, предшествовал матриархат, когда рождение детей рассматривалось наиболее важным. Переход от к патриархату произошел вследствие замены культа плодородия фаллической патриархатной культурой, когда роль мужчины была переосмыслена и определена как главенствующая в производстве потомства и социальном доминировании. Исследования Калифорнийского центра гендерной идентичности на примере исследования гермафродитов подтвердили возможность несовпадения пола и гендера, в первом случае имеющего биологические, а во втором – социальные коннотации = дополнительные уточняющие значения. Генетики утверждают, что зародыши человека на первоначальной стадии являются женскими. Затем часть из них, имеющая у-хромосомы, под влиянием андрогена превращается в мужские.
- 7 - После рождения ребенок проходит стадию психополового безразличия, которая заканчивается к 18 м
Рис.7 - 7 - После рождения ребенок проходит стадию психополового безразличия, которая заканчивается к 18 месяцам, когда дети начинают говорить. Развитие гендерной идентичности происходит, в основном, в процессе социализации и выражается в необходимости приспособления, соответствия закрепившимся полоролевым стереотипам. Фундаментом полоролевых стереотипов становятся системы ценностных предпочтений, основанных на социально удостоверенных потребностях. Если рассматривать пол как побуждение к определенным нормативным системам действий, то все сексуальные политики будут ориентированы на научение, освоений действий и техник по образцам, либо на их модификации, с изменением образцов. По существу, патриархатные секуальные политики, закрепившие принципиально различные гендерные стереотипы, привели к тому, что представители каждого из полов реализуют лишь половину своего человеческого потенциала. Но существенно более значимым оказывается то, что каждая половая группа получает свой статус и ранг на шкале власти.
- 8 - Кейт Миллет делает вывод о том, что патриархат как правящая идеология не имеет себе равных, по
Рис.8 - 8 - Кейт Миллет делает вывод о том, что патриархат как правящая идеология не имеет себе равных, поскольку ни одна система никогда не имела столь полного контроля над своими субъектами. Основным социальным институтом патриархата является семья. Она становится связующим звеном между человеком и обществом. , выполняя функции воспроизводства, организации, социализации, управления и контроля. В патриархатном обществе, на основании законодательной системы, сложившихся стереотипов деятельности и поведения, правительства управляют гражданами, в частности, - через глав семей. 3 института – семья, общество и государство оказываются тесно связаны и взаимозависимы. По существу, даже в современных демократически ориентированных странах укоренены стереотипы патриархальной, почти феодальной семьи. Все основные современные конфессии делегируют полномочия власти главе семьи – мужчине. Светские формы правления исходят из той же самой идеологии мужского доминирования
- 9 - Например, в переписях населения главой семьи записывается мужчина; выходя замуж, женщина утрач
Рис.9 - 9 - Например, в переписях населения главой семьи записывается мужчина; выходя замуж, женщина утрачивает свою фамилию – свои корни. Отсутствие брака, развод, рождение ребенка вне брака – до сих пор, в соответствии со сложившимися стереотипами, для женщины, в большинстве случаев, рассматривается как проявление не успешности, несостоятельности и второсортности. Эти параметры становятся значимы и для мужчин, если, претендуя на властные полномочия высокого ранга, они начинают жить «за стеклянными стенами». В предвыборной борьбе устойчивость семейных позиций становится одним из важных козырей, который многообразно разыгрывается; и наоборот, их отсутствие целенаправленно камуфлируется, выводится из поля зрения избирателей. Также и в обычной жизни все виды анкет трудоустройства, CV, выездных документов для получения виз предполагают графы семейного статуса и наличия детей. Так что отметки или флажки полового геноцида выставляются на протяжении жизни. И эта диагностика первосортности/второсортности также является одним из действенных механизмов сексуальной политики.
- 10 - В патриархатном обществе муж является главой семьи, родителем и собственником в системе, в ко
Рис.10 - 10 - В патриархатном обществе муж является главой семьи, родителем и собственником в системе, в которой родство связано с собственностью. Здесь основа родства в большей степени усматривается по уровню господства, а не по уровню единства крови. Жены не являются кровными родственниками. Если закрепляется клановое проживание семьи, главой становится старший мужчина. Во многих странах современного мира женщины получили избирательное право, доступ к образованию и ряду профессий, право на судебную защиту при разводе, право собственности и гражданства. Во многом это – результат деятельности феминистских организаций. Тем не менее, основная статусная позиция женщины в патриархатном обществе – замужество – остается обменом домашнего труда и супружеских обязанностей женщиной на денежное обеспечение. И в этом случае мы получаем многоуровневую статусную иерархию.
- 11- Патриархатная культура нормирует зависимость статуса жены и детей от статусных позиций мужа, г
Рис.11 - 11- Патриархатная культура нормирует зависимость статуса жены и детей от статусных позиций мужа, главы семьи в социальной иерархии – по уровню доходов, принадлежности к определенной социальной группе, жизненному укладу и по спектру социальных возможностей. Браки остаются финансово-экономическими союзами, а семья – одним из социальных механизмов системы стратификации. Поэтому патриархат, основанный на интересах собственности и традиционных ценностях, является политической формой подчинения преобладающей части населения – женщин и молодежи – значительно меньшей – мужчинам. Классовые аспекты сексуальной политики менее выражены и более размыты. Даже в патриархатном обществе статус белой образованной и незамужней женщины, сделавшей карьеру, может быть значительно более высоким, чем статус черного не образованного главы семейства. В этом случае, в виде исключения, у женщины оказываются расовые и классовые преимущества. Чем ниже классовая позиция и, соответственно, уровни образования и культуры, тем большая потребность в проявлении мужского начала и превосходства проявляется у мужчин.
- 12 - У представителей среднего и высшего классов – больше культурно занормированных ограничений, в
Рис.12 - 12 - У представителей среднего и высшего классов – больше культурно занормированных ограничений, возможностей реального проявления власти и действительных властных позиций. Поэтому, если в стрессовых ситуациях в патриархатном обществе мужу нужно будет проявить власть по отношению к жене, он, скорее всего, в качестве решающего и действенного аргумента прибегнет к физической силе и превосходству, если будет представителем низшего класса; и выберет, например, способы финансового воздействия – ограничения в совместном проведении досуга или какие-то другие механизмы, если будет относиться к более респектабельным классам. Исследователи считают, что западный патриархат значительно смягчился в период Возрождения с развитием рыцарской культуры и куртуазной любви. Игровая манерная форма ухаживания, закрепившаяся в эпоху Просвещения, как и рыцарство в период Возрождения, были своеобразной уступкой полностью экономически зависимой женщине. Но следствием стало то, что женщинам стали приписывать все мыслимые добродетели. С опозданием сообразив, что часть властных позиций уходит, мужчины сумели развернуть ситуацию вновь в свою сторону.
- 13 - Идеологическими девизами сексуальной политики стали утверждения о том, что: статусные позиции
Рис.13 - 13 - Идеологическими девизами сексуальной политики стали утверждения о том, что: статусные позиции мужчины усиливаются удачным сословно-эквивалентным браком, если жена соответствует традиционным стереотипам женственности; женщины должны быть хранительницами семейного очага и выполнять роль мужской совести, которая за пределами семьи может быть оставлена без внимания. Одним из механизмов реализации этой идеологии сексуальной политики стал двойной сексуальный стандарт для мужчин, позволяющий пользоваться услугами продажной или возможностями свободной любви на фоне узаконенных семейных отношений. В этой ситуации любовница или проститутка оказывались в положении конкурирования с женой. Мужчина замечательно существовал в обоих, либо нескольких им же созданных мирах, а жена, из соображений сохранения социального статуса и финансового положения, должна была вести себя так, чтобы улучшить ситуацию без негативных для себя следствий.
- 14 - Но этот уровень противостояния – не единственный в ХХ столетии и начале ХХI века. Все более о
Рис.14 - 14 - Но этот уровень противостояния – не единственный в ХХ столетии и начале ХХI века. Все более очевидным становится антагонизм между женщинами, ориентированными на карьеру и домохозяйками. Первые, не признаваясь, нередко втайне завидуют социальной защищенности и престижу вторых, а последние, в свою очередь, воспринимают собственную респектабельность как оковы или препятствие связи с реальным миром. Самосохранительная позиция мужчин в патриархатной идеологии обозначена безусловным предпочтением традиционных семейных ценностей. И это предпочтение возведено в ранг сексуальной политики. В завершение этого раздела следует сказать о том, что женщины также вносят значительный вклад в размывание классовой структуры. Они не только в большей степени мотивированы на повышение образовательного уровня, и , действительно, достигают этой цели, но и имеют также обыкновение выходить замуж, не всегда выдерживая принципы сословного соответствия. Поэтому сексуальная политика патриархатного общества ориентирует родителей на проявление ответственности в отношении дочерей, которых следует удачно выдать замуж, т. е. , со статусным повышением.
- 15 - Экономическая зависимость от мужчины делает связи женщины с каким-либо классом поверхностными
Рис.15 - 15 - Экономическая зависимость от мужчины делает связи женщины с каким-либо классом поверхностными, временными, а значит – относительными. Однако, как любая группа, паразитирующая на обладающих властью, женщины оказываются зависимым классом, живущим на излишек. Аристотель, кстати, считал, что единственным рабом, которому мог предъявить претензии простолюдин, - была его жена. 2. СТРАТЕГИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ США Этот раздел представлен главой из книги Санры Бём «Линзы гендера», выпущенной в Йельском университете в 1984 г. (частичный перевод на русский – в 1999 г. ). Ключевые понятия для этого раздела: «андроцентричное общество» – институционально поддерживающее права и интересы мужчин; «институциональное воспроизводство» власти мужчин; Необходимость перехода от политики «гендерной поляризации» к политике «гендерной деполяризации».
- 16 - Она задает 3 ключевых вопроса: Что предполагает определение неравенства женщин по отношению к
Рис.16 - 16 - Она задает 3 ключевых вопроса: Что предполагает определение неравенства женщин по отношению к мужчинам? В чем причина этого неравенства? Какова оптимальная социальная стратегия ликвидации практики дискриминационного отношения к женщинам? Ответы находит в классической схеме продвижения: через деконструкцию к реконструкции. Т. е. : 1-ая фаза – прояснение реально существующих сконструированных гендерных политик в США. 2-ая фаза – деконструкция – анализ оснований существующих практик. 3-ья фаза – обсуждение направленности необходимых изменений и перехода к новой гендерной политике – реконструкция. В США проблема неравенства женщин обсуждается уже более 150 лет.
- 17 - Основными причинами неравенства женщин, с современных позиций, называются: Закрытие или огран
Рис.17 - 17 - Основными причинами неравенства женщин, с современных позиций, называются: Закрытие или ограничение доступа для женщин к политическим и экономическим ресурсам во всех странах. Наличие физиологического конфликта для женщин между карьерой и семьей, неразрешенность которого воспроизводит практику отторжения женщин от политических и экономических ресурсов. На протяжении ХХ столетия в центре дебатов о женском неравенстве оказались 2 противоположные гендерные стратегии: политика гендерного нейтралитета (иногда ее называют политикой гендерной слепоты, не допускающей признания различия полов); политика социальной защиты женщин (иногда называется политикой чувствительности к половым различиям). Она утверждает необходимость принятия специальных постановлений для каждого рабочего места по компенсации усилий и времени ухода за детьми.
- 18 - В США с начала ХХ столетия до 70-х гг. включительно был популярен гендерно-нейтральный подход
Рис.18 - 18 - В США с начала ХХ столетия до 70-х гг. включительно был популярен гендерно-нейтральный подход. В конце 70-х – начале 80-х гг. пришло понимание того, что политика гендерного нейтралитета помогает лишь работающим женщинам, ориентированным на мужские ценности. Соответственно, с 60-х гг. начинает обсуждаться вопрос О специальной защите женщин от скрытой и косвенной дискриминации. Они были представлены 2-мя возможными видами политик: Политика сравнительной ценности предполагала равную оплату за равный труд и одинаковые обязанности, а также равную оплату, если виды работ разные, но сравнимы по ценности – отсюда и название политики. Политика предпочтения при найме на работу предполагала обязанности работодателя отдать предпочтение женщине в ситуации равной квалификации с мужчиной. Эти предложения встретили сопротивление, т. к. учитывали двойную занятость женщин, но нарушали права мужчин, а также работодателей – принимать на работу и платить зарплату в соответствии с требованиями рынка.
- 19 - 60-70-е гг. – это появление теории андрогинности, утверждавшей устранение гендерных различий.
Рис.19 - 19 - 60-70-е гг. – это появление теории андрогинности, утверждавшей устранение гендерных различий. Конечным результатом предполагаемых изменений должны были стать равные позиции мужчин и женщин в экономике и политике, равные права, обязанности и даже роли. Идеология теории андрогинности совпала как с политикой гендерного нейтралитета, так и с политикой специальных льгот. В первом случае считалось, что при устранении различий мужские и женские роли на работе и в семье должны стать одинаковыми. Во втором, - что, несмотря на различия и сохранение традиционных ролей, женщина должна добиться экономического уровня благосостояния работающих мужчин. Современные обсуждения привели к следующим выводам: Различия между мужчинами и женщинами, действительно, существуют. Необходима реализация феминистского проекта по созданию мира равных возможностей, без мужского доминирования.
- 20 - Изменения необходимы в отношении положения женщин в различных социальных структурах. С. Бём у
Рис.20 - 20 - Изменения необходимы в отношении положения женщин в различных социальных структурах. С. Бём утверждает, что дискриминационное положение женщины не является следствием нарушения законодательства, а поддерживается и воспроизводится социальными институтами. Она предлагает представить мир сугубо женским – репродуктивным. В этом случае все высшие позиции управления – в правительстве и бизнесе были бы представлены лицами, которые определенный период времени были бы беременны и должны были бы ухаживать за детьми. – Вся социальная система была бы изменена в направлении создания институтов, координирующих частную и профессиональную жизни. Это было бы само собой разумеющимся. Но в реальной жизни этого не происходит. Чего хотели бы американки, и за что борются женские организации в Америке? Полезно сравнить с нашими возможностями: За оплачиваемые дни по уходу за больным ребенком – их нет. За оплачиваемое или частично оплачиваемое время по уходу за маленькими детьми.
- 21 - За увеличение декретных отпусков. – В США через 2 недели после родов необходимо вернуться на
Рис.21 - 21 - За увеличение декретных отпусков. – В США через 2 недели после родов необходимо вернуться на рабочее место. За соответствие рабочего дня пребыванию детей в детских учреждениях и школе. – Дошкольные учреждения работают только до обеда. За перераспределение 40-часовой рабочей недели для женщин – с уменьшением часов, когда дети маленькие, и с увеличением, - когда вырастают. Существующая гендерная политика андроцентрична, деформирует биологические жизненные циклы и социальные отношения. Пример – заключение женщинами брака после 30 лет, т. к. молодые женщины не располагают социальными механизмами поддержки совмещения семейной и профессиональных практик. Другим примером является проблема разводов. По существующему законодательству практически все, совместно нажитое в браке, остается мужу. А женщина вновь оказывается на стартовых позициях, но должна уже содержать не только себя, но и своих детей.
- 22 - Что реально можно было бы сделать для разрешения проблем? Признать мир андроцентричным. Оконч
Рис.22 - 22 - Что реально можно было бы сделать для разрешения проблем? Признать мир андроцентричным. Окончательно отказаться от политики гендерной поляризации. Перейти к политике гендерного нейтралитета, расширив специальные льготы для женщин. Вопросы об индивидуальных правах обсуждать только после достижения баланса гендерного равновесия. Все изменения должны быть закреплены институционально и законодательно. По существу, С. Бём призывает к свершению психологической революции гендерной деполяризации с необходимыми юридическим и следствиями. Образно суть этих революционных изменений можно усмотреть в том, что факт принадлежности к одному из двух полов стал бы рассматриваться как факт биологической принадлежности к человеку.


Скачать презентацию