Презентация Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора

Презентация Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора», содержащую 58 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 1.96 MB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, автор пособи
Рис.1 Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, автор пособий издательства «Легион» Гармаш Светлана Васильевна
Подготовка к ЕГЭ-2016
Рис.2 Подготовка к ЕГЭ-2016
Подготовка к ЕГЭ-2016
Рис.3 Подготовка к ЕГЭ-2016
Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора, рис. 4
Рис.4
Лексические нормы
Рис.5 Лексические нормы
Задание 5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ле
Рис.6 Задание 5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Паронимы (от греч. para — возле + onima — имя) разные по значению и близкие по звучанию однокоренные
Рис.7 Паронимы (от греч. para — возле + onima — имя) разные по значению и близкие по звучанию однокоренные слова, относящиеся к одной части речи адресант — адресат, костный — костяной, единый — единственный, каменистый — каменный, искусный — искусственный.
Причины смешения паронимов наличие у паронимов нескольких значений, которые могут вступать в синоним
Рис.8 Причины смешения паронимов наличие у паронимов нескольких значений, которые могут вступать в синонимические отношения между собой, что выражается в их способности сочетаться с одинаковыми словами далёкий край — дальний край частичное сходство, которое обусловлено общим корнем
Чем же различаются слова в паронимических рядах? лексическим значением сочетаемостью паронимов с дру
Рис.9 Чем же различаются слова в паронимических рядах? лексическим значением сочетаемостью паронимов с другими словами
Одно слово сочетается с узким, ограниченным кругом слов, другое — с широким кругом слов будний день,
Рис.10 Одно слово сочетается с узким, ограниченным кругом слов, другое — с широким кругом слов будний день, буднее время, будняя пора
Один компонент паронимической пары сочетается с конкретной лексикой, другой — с отвлечённой, абстрак
Рис.11 Один компонент паронимической пары сочетается с конкретной лексикой, другой — с отвлечённой, абстрактной За каменной высокой стеной находятся бывшие архиерейские палаты (В. Солоухин)
Одно слово в паронимической паре сочетается с одушевлёнными именами существительными, а другое — с н
Рис.12 Одно слово в паронимической паре сочетается с одушевлёнными именами существительными, а другое — с неодушевлёнными героизм партизан, солдат, народа
Одно слово возможно в сочетаниях со словами специальной сферы употребления, а другое — со словами об
Рис.13 Одно слово возможно в сочетаниях со словами специальной сферы употребления, а другое — со словами общеупотребительными глубинный добротный Голосовой ветряной
ПАРОНИМЫ. ЗАДАНИЕ 5. Виды упражнений
Рис.14 ПАРОНИМЫ. ЗАДАНИЕ 5. Виды упражнений
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно? 1) На выставке мы увидели красивый КОСТН
Рис.15 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно? 1) На выставке мы увидели красивый КОСТНЫЙ нож. 2) В классах необходимо было ПРОВЕСТИ ремонт. 3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ. 4) В летний зной приятно пройтись по ТЕНИСТЫМ аллеям парка.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно? 1) На выставке мы увидели красивый КОСТН
Рис.16 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно? 1) На выставке мы увидели красивый КОСТНЫЙ нож. 2) В классах необходимо было ПРОВЕСТИ ремонт. 3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ. 4) В летний зной приятно пройтись по ТЕНИСТЫМ аллеям парка.
Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары АРОМАТНЫЙ – АРОМАТИЧЕСКИЙ. Свежий берёзовый сок пр
Рис.17 Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары АРОМАТНЫЙ – АРОМАТИЧЕСКИЙ. Свежий берёзовый сок прозрачен, _______________, вкусен и полезен. Воздух в наших лугах душистый, _______________, наполненный медовым запахом трав. _______________ напиток был так горяч, что жёг губы. Древние греки и римляне, как и египтяне, использовали _______________ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.
Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары АРОМАТНЫЙ – АРОМАТИЧЕСКИЙ. Свежий берёзовый сок пр
Рис.18 Вставьте на месте пропуска один из паронимов пары АРОМАТНЫЙ – АРОМАТИЧЕСКИЙ. Свежий берёзовый сок прозрачен, АРОМАТЕН, вкусен и полезен. Воздух в наших лугах душистый, АРОМАТНЫЙ, наполненный медовым запахом трав. АРОМАТНЫЙ напиток был так горяч, что жёг губы. Древние греки и римляне, как и египтяне, использовали АРОМАТИЧЕСКИЕ масла в питании, ритуальных обрядах и лечении.
В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
Рис.19 В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте. Маститые учёные предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов. На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь. Это был очень ДОБРЫЙ и очень замотавшийся человек. Ответ: _______________________
В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
Рис.20 В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте. Маститые учёные предлагали массу вполне ЛОГИЧНЫХ объяснений результатов опытов. На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь. Это был очень ДОБРЫЙ и очень замотавшийся человек. Ответ: ЦЕЛЫЙ
Грамматические нормы
Рис.21 Грамматические нормы
Морфологические нормы Окончания родительного падежа множественного числа существительных Степени сра
Рис.22 Морфологические нормы Окончания родительного падежа множественного числа существительных Степени сравнения прилагательных Склонение составных числительных Особенности сочетаемости числительных Повелительное наклонение глагола
Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора, рис. 23
Рис.23
Степени сравнения прилагательных
Рис.24 Степени сравнения прилагательных
Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора, рис. 25
Рис.25
Синтаксические нормы употребление падежной формы существительного с предлогом видовременная соотнесё
Рис.26 Синтаксические нормы употребление падежной формы существительного с предлогом видовременная соотнесённость глагольных форм построение предложений с деепричастным оборотом построение предложений с причастным оборотом
Синтаксические нормы построение предложений с несогласованным приложением связь между подлежащим и с
Рис.27 Синтаксические нормы построение предложений с несогласованным приложением связь между подлежащим и сказуемым построение предложений с однородными членами построение предложений с косвенной речью построение сложного предложения
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
Рис.28 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Лексические и грамматические нормы на ЕГЭ. Трудные случаи разбора, рис. 29
Рис.29
Нормы управления
Рис.30 Нормы управления
Управление с предлогами «по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии»: Управление с п
Рис.31 Управление с предлогами «по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии»: Управление с предлогами «по окончании», «по приезде», «по завершении», «по прибытии»: По окончанию лекции у студентов была возможность задать вопросы преподавателю. Управление с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, подобно: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека.
Употребление предложного сочетания вместо беспредложного: Употребление предложного сочетания вместо
Рис.32 Употребление предложного сочетания вместо беспредложного: Употребление предложного сочетания вместо беспредложного: установить о причинах аварии, не касаться к этим вопросам. Употребление беспредложного сочетания вместо предложного: характерная им особенность. Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис.
Видовременная соотнесённость глагольных форм
Рис.33 Видовременная соотнесённость глагольных форм
Видовой разнобой Хотелось найти человека, который понимал (несов. вид) и поддержал (сов. вид) бы мен
Рис.34 Видовой разнобой Хотелось найти человека, который понимал (несов. вид) и поддержал (сов. вид) бы меня. Например: Хотелось найти человека, который понимал (несов. вид) и поддерживал (несов. вид) бы меня. Временной разнобой Если столбики разрушались (прошедшее время), то приходится (настоящее время) разбирать кладку. Например: Если столбики разрушались (прошедшее время), то приходилось (прошедшее время) разбирать кладку.
Построение предложений с деепричастным оборотом
Рис.35 Построение предложений с деепричастным оборотом
Трудности вызывают конструкции, в которых субъектность предикативного центра явно не выражена безлич
Рис.36 Трудности вызывают конструкции, в которых субъектность предикативного центра явно не выражена безличные конструкции: Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного; односоставные определённо- и неопределённо-личные предложения: Познакомившись со статьей учёного, задумываешься о вещах, на которые раньше не обращал внимания.
Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное д
Рис.37 Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер; если в безличном предложении есть смысловое подлежащее в косвенном падеже и нет инфинитива: Приехав в Сибирь, мне стало грустно; в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.
Построение предложений с причастным оборотом
Рис.38 Построение предложений с причастным оборотом
Нормы согласования Согласование определительного оборота с сочетанием слов: По письмам и мемуарам, н
Рис.39 Нормы согласования Согласование определительного оборота с сочетанием слов: По письмам и мемуарам, написанными современниками А. С. Пушкина, историкам литературы с точностью до деталей удалось восстановить день дуэли.
Построение предложений с несогласованным приложением
Рис.40 Построение предложений с несогласованным приложением
Названия книг, газет, журналов и т. п. , заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нари
Рис.41 Названия книг, газет, журналов и т. п. , заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Названия книг, газет, журналов и т. п. , заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Рис.42 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читал стихотворения футуриста В. Маяко
Рис.43 Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читал стихотворения футуриста В. Маяковского, символиста Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читал стихотворения футуриста В. Маяковского, символиста К. Бальмонта, акмеиста О. Мандельштама. Вопросительно-относительные местоимения кто, что; отрицательные никто, ничто; неопределённые кто-то, что-то требуют после себя глаголов в единственном числе.
Построение предложений с однородными членами
Рис.44 Построение предложений с однородными членами
В предложениях при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В предложениях при д
Рис.45 В предложениях при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В предложениях при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога от зависимого слова: читать и конспектировать книгу. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая. Школьники изучают и с интересом занимаются родным языком.
Неправильное положение компонентов двойного союза: Неправильное положение компонентов двойного союза
Рис.46 Неправильное положение компонентов двойного союза: Неправильное положение компонентов двойного союза: Пресса не только следит за ситуацией в регионе, но и во всей стране. Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах. Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители разных стран: Англия, Франция, Бельгия.
Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – Упот
Рис.47 Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – Употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – член предложения и придаточное предложение: Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.
Смешение прямой и косвенной речи придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элеме
Рис.48 Смешение прямой и косвенной речи придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.
Построение сложноподчинённых предложений
Рис.49 Построение сложноподчинённых предложений
Неправильное употребление союзов и союзных слов лишний союз после вводного слова, которое ошибочно п
Рис.50 Неправильное употребление союзов и союзных слов лишний союз после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения «Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы»; лишнее соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении) «Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки» (кратчайшее расстояние может быть только одно).
повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме усло
Рис.51 повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условного наклонения (получаются сочетания чтобы. . . бы, если бы. . . бы), повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условного наклонения (получаются сочетания чтобы. . . бы, если бы. . . бы), например: «Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и американскими предпринимателями, получили бы свое дальнейшее развитие»; «Если бы предложения западных держав были бы приняты, положение могло бы измениться».
Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным «Студенты проходили пр
Рис.52 Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным «Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован» – союзное слово который может иметь двоякую соотнесенность (был реконструирован один из цехов или завод в целом?). По правилу слова который, какой, чем замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.
Типичные грамматико-синтаксические ошибки учеников Жизненный путь героя тяжел и трагичный. В составн
Рис.53 Типичные грамматико-синтаксические ошибки учеников Жизненный путь героя тяжел и трагичный. В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного
Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. Это произведение более худшее. Самый спос
Рис.54 Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степеней, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения . Его вклад в работу был существенен. Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на –ен.
«Двое шахматисток» вместо «две шахматистки», «трое зайцев» вместо «три зайца». «Двое шахматисток» вм
Рис.55 «Двое шахматисток» вместо «две шахматистки», «трое зайцев» вместо «три зайца». «Двое шахматисток» вместо «две шахматистки», «трое зайцев» вместо «три зайца». Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. в обоих квартирах, обоими подругами. Недопустимо употребление формы «оба» с существительными женского рода.
Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего. Встреча
Рис.56 Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее к ним существительное. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветает взяточничество, беззаконие, воровство». Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч. ).
Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе Каждый из помещиков уговаривает Павла
Рис.57 Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе (к кому – к помещику или к самому себе?). Местоимения «свой» и «себя» указывают на тех лиц, которые производят действие. Результаты подытоживовались Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива):.
Желаю успеха!
Рис.58 Желаю успеха!


Скачать презентацию