Презентация Макроэкономика. Проблемы фискальной и монетарной политики

Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Макроэкономика. Проблемы фискальной и монетарной политики», содержащую 70 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 1.66 MB
Слайды и текст этого доклада

Рис.1 Проблемы фискальной и монетарной политики

Рис.2 Преподаватели курса Лектор: Мерзляков Сергей Анатольевич – smerzlyakov@hse. ru Семинаристы: Матвиенко Анастасия Сергеевна – amatvienko@hse. ru Михайлов Дмитрий Андреевич – d. mikhaylov. biz@gmail. com Норкина Ольга Алексеевна – onorkina@hse. ru Челеховский Александр Николаевич – achelekhovskiy@hse. ru

Рис.3 Цели и задачи блока лекций Создать целостное представление о роли фискальной и монетарной политики Предшествующие блоки (IS-LM, AD-AS, …) дают фрагментарные и абстрактные знания о макроэкономической политике Экономист должен понимать, что любые решения правительства и ЦБ сопряжены с альтернативными издержками Экономист должен понимать, что у макроэкономической политики есть позитивные и нормативные аспекты Показать взаимосвязь теории и практики в построении макроэкономической политики Показать, что построение фискальной и монетарной политики зависит от институционального устройства экономики (прежде всего от финансовой системы)

Рис.4 Темы блока Макроэкономическая политика: цели и ограничения Макроэкономическая политика и инфляция Оптимальность и динамическая согласованность политики Режимы монетарной политики Валютные кризисы Макроэкономические школы Макроэкономическая политика в развивающихся странах Макроэкономическая политика в развитых странах Макроэкономическая политика в России

Рис.5 Оценка за Блок 4 Формы контроля: домашние задания (ДЗ1, ДЗ2), проверочные тесты (Т1, Т2) итоговая контрольная работа (КР) Итоговая оценка за Блок 4: «Оценка» = 0,6*КР + 0,1* Т1 + 0,1* Т2 + 0,1*ДЗ1 + 0,1*ДЗ2 Напоминание: Итоговая оценка за курс «Макроэкономика-2» является накопительной

Рис.6 Формы контроля ДЗ1 : 5. 11 проверочная работа по ДЗ1 на неделе с 13. 11 по 18. 11 Т1 : на неделе с 20. 11 по 25. 11 ДЗ2 : 19. 11 проверочная работа по ДЗ2 на неделе с 27. 11 по 2. 12 Т2 : на неделе с 4. 12 по 9. 12 КР : 18. 12

Рис.7 Основная литература М. Бурда, Ч. Виплош (1998) Макроэкономика. Европейский текст. СПб, Судостроение. Гл. 3, 9, 15-17. O. Blanchard (2001) Macroeconomics. 3d ed. Prentice Hall. Ch. 9, 17, 22-27 (переведены на русский) D. Romer (2001) Advanced Macroeconomics. 2nd ed. McGraw-Hill. Ch. 10-11 (переведены на русский)

Рис.8 Лекции 1-2 Макроэкономическая политика: цели и ограничения

Рис.9 Лекция 1-2 Основные вопросы/мотивация Почему макроэкономическая политика не может достичь всех благих целей? Как интерпретировать данные о состоянии бюджета в условиях циклических колебаний экономики? Почему бюджетное ограничение правительства – это ограничение на фискальную и монетарную политику? Зачем накапливать государственный долг или стабилизационный фонд? Что является причиной хронических бюджетных дефицитов? Почему и когда рост государственного долга создает проблемы?

Рис.10 Общие цели фискальной и монетарной политики Микроэкономические цели фискальной политики Решение проблем провалов рынков Перераспределение доходов Макроэкономические цели фискальной политики Краткосрочная стабилизация выпуска, занятости и инфляции Стимулирование долгосрочного экономического роста Цели монетарной политики Стабильность функционирования финансовой системы Стабильный и низкий уровень инфляции Стабильность динамики валютного курса Краткосрочная стабилизация выпуска и занятости

Рис.11 Ограничения на макроэкономическую политику Взаимосвязанность целей Кривая Филлипса (output-inflation tradeoff) Валютный курс, денежная масса и ставка процента Стабильность финансовой системы и эффективность финансовых посредников Лаги политики (внутренние/внешние) Комплементарность инструментов Бюджетное ограничение Зависимость бюджета от состояния экономической активности Условные обязательства правительства Ограничение устойчивости (sustainability) Ограничение осуществимости (feasibility) Рациональные ожидания и доверие к политике Институциональное устройство экономики (финансовой системы) и доступность инструментов политики

Рис.12 Взаимосвязанность целей и комплементарность инструментов

Рис.13 Кривая Филлипса Output-inflation tradeoff Политика регулирования совокупного спроса не может одновременно добиться увеличения выпуска (снижения безработицы) и снижения уровня инфляции

Рис.14 Инструменты монетарной политики в закрытой экономике Если ЦБ регулирует денежную массу, то спрос на деньги определяет равновесную ставку процента Если ЦБ регулирует ставку процента, то спрос на деньги определяет равновесную денежную массу

Рис.15 Инструменты монетарной политики в открытой экономике Impossible trinity Совершенная мобильность капитала Режим фиксированного обменного курса Независимая национальная монетарная политика

Рис.16 Невозможная тройка Предположим, что в стране с фиксированным валютным курсом и совершенной мобильностью капитала центральный банк хочет провести стимулирующую монетарную политику

Рис.17 Стабильность или эффективность? Должен ли ЦБ активно использовать свою функцию «кредитора последней надежды» (the lender of last resort)? За: ожидаемое вмешательство ЦБ снижает вероятность масштабной банковской паники Против: проблемы финансовых посредников, как правило, свидетельствуют об их неэффективности Важно различать liquidity и solvency problems

Рис.18 Лаги политики Внутренние лаги политики: От момента шока до осознания необходимости вмешательства От осознания необходимости вмешательства до принятия решения От принятия решения до применения инструмента политики Внешние лаги: От применения инструмента до начала воздействия на экономику

Рис.19 Комплементарность инструментов Правительство и ЦБ обладают набором комплементарных инструментов, которые (с разной степенью эффективности) позволяют воздействовать на одни и те же переменные и добиваться одних и тех же целей Для достижения заданных целей использование инструментов одной из политик выступает как ограничение на использование инструментов другой политики Комплементарность инструментов носит стратегический характер, т. е. порождает стратегическое взаимодействие фискальной и монетарной политики Правительство и ЦБ могут меняться ролями Квази-монетарная политика правительства Квази-фискальная политика ЦБ

Рис.20 Конфликты интересов

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Рис.24

Рис.25

Рис.26 Интерпретация статистики по бюджетному дефициту Изменения в государственных расходах и налогах отражают: Дискреционные изменения в фискальной политике (fiscal stance) Изменения в уровне деловой активности (деловые циклы) Реальные эффекты инфляции Воздействие внешнеэкономических факторов (цен природных ресурсов) Структурные изменения в экономике (отраслевые сдвиги, демография…) Для характеристики фискальной политики (fiscal stance) необходимо, как минимум, «очистить» бюджетную статистику от циклической составляющей

Рис.27

Рис.28

Рис.29

Рис.30

Рис.31

Рис.32 Динамика фактического и структурного профицита и фискального импульса, а также разрыва выпуска для РФ

Рис.33

Рис.34 Условные обязательства Contingent liabilities Явные условные обязательства (contingent explicit liabilities): Гарантированный государством долг частных или государственных компаний Гарантии конвертации долгов по фиксированному обменному курсу Неявные условные обязательства (contingent implicit liabilities): Ожидания государственной поддержки банков и компаний в условиях кризиса

Рис.35

Рис.36 Динамическое бюджетное ограничение правительства πt – уровень инфляции

Рис.37

Рис.38

Рис.39

Рис.40

Рис.41 Ограничение осуществимости Feasibility constraint Могут ли будущие излишки бюджета выступать обеспечением сколь угодно большого объема накопленного долга? Нет! В каждый момент времени величина первичного излишка бюджета ограничена сверху: Налоговые сборы ограничены сверху (пик кривой Лаффера) Государственные расходы не могут быть отрицательной величиной Дополнительные сложности: Неспособность правительства собрать требуемый объем налогов Отсутствие политической решимости снизить расходы бюджета

Рис.42 Бюджетное ограничение государства и стратегическое взаимодействие фискальной и монетарной политики Бюджетное ограничение (7), включающее сеньораж – переменную, контролируемую центральным банком, является по сути консолидированным бюджетным ограничением правительства и центрального банка Распределение бремени финансирования бюджетного дефицита (стабилизации государственного долга) является элементом стратегического взаимодействия правительства и центрального банка

Рис.43 Вопросы Какими преимуществами и недостатками обладает каждый способ финансирования? Какой способ предпочтительней? Каким образом на практике в развитых и развивающихся странах финансируется бюджетный дефицит? Какие проблемы могут возникать при накоплении государственного долга? Как следует строить долговую политику (управлять государственным долгом)? Каковы реальные эффекты денежной эмиссии (инфляции)?

Рис.44

Рис.45

Рис.46

Рис.47

Рис.48

Рис.49

Рис.50

Рис.51

Рис.52

Рис.53

Рис.54 Динамика отношения долга к ВВП

Рис.55 Динамика отношения долга к ВВП

Рис.56 Динамика отношения долга к ВВП Если ставка процента по обслуживанию долга превышает темп экономического роста, то анализ динамики отношения государственного долга к ВВП качественно совпадает с анализом динамики государственного долга

Рис.57 Динамика отношения долга к ВВП

Рис.58 Динамика отношения долга к ВВП Если r > gy , то макроэкономическая политика должна быть устойчивой – в противном случае правительство вовлечено в игру Понзи (отношение государственного долга к ВВП возрастает по экспоненте или даже быстрее) Рост государственного долга не может быть бесконечным – это может привести к кризису недоверия или к ситуации, когда экономика не может абсорбировать новые заимствования правительства Если r < gy , то для любой «разумной» макроэкономической политики отношение государственного долга к ВВП стабилизируется с течением времени. При этом объем государственного долга может расти по экспоненте, не доставляя проблем экономике страны

Рис.59

Рис.60 Зачем накапливать государственный долг или стабилизационный фонд? Контрциклическая фискальная политика Межвременное перераспределение ресурсов Сглаживание налогообложения Стратегическое взаимодействие политических партий

Рис.61 Управление государственным долгом Цели: Минимизация ожидаемых издержек по обслуживанию долга Минимизация риска обслуживания долга Важные аспекты управления долгом: Структура долга (composition) Сроки погашения (maturity)

Рис.62 Долговые инструменты Валюта, в которой деноминирован долг Долг в иностранной валюте Рыночные инструменты в отечественной валюте Нерыночные инструменты в отечественной валюте Тип процентной ставки Инструменты с фиксированной доходностью Инструменты, индексированные к уровню цен Инструменты с плавающей доходностью Срок до погашения Краткосрочные инструменты (не более 1 года) Среднесрочные инструменты (до 5-10 лет) Долгосрочные инструменты (более 5-10 лет)

Рис.63 Долговые инструменты Предлагаемые опции Облигации, которые можно выкупить досрочно Облигации, с правом досрочного погашения Конвертируемые и продлеваемые облигации Нерыночный долг Займы в иностранной валюте у правительств других стран Займы, полученные от международных финансовых организаций Сберегательные займы для частных (персональных) инвесторов

Рис.64 Две важные проблемы макроэкономической политики Склонность к дефициту (deficit bias) Склонность к инфляции (inflation bias) Необходимо объяснить: Почему фискальная политика систематически приводит к дефициту бюджета? Почему монетарная политика систематически приводит к слишком высокой инфляции?

Рис.65 Deficit bias

Рис.66 Почему фискальная политика часто приводит к дефициту? Идея активной фискальной политики (стабилизация выпуска и сглаживание налогов) не может объяснить систематический характер неэффективно высокого дефицита бюджета В основе позитивного анализа, объясняющего склонность к дефициту, должны лежать действующие механизмы формирования государственного бюджета – это сфера т. н. новой политической экономии Потенциальные источники неэффективной политики Неполные знания политиков и общества относительно оптимальной макроэкономической политики Стратегическое взаимодействие в ходе политического процесса Отложенная стабилизация Политические циклы и стратегическое накопление долга

Рис.67 Почему фискальная политика часто приводит к дефициту? Неполные знания относительно оптимальной политики Выгоды от высоких государственных расходов и низких налогов являются прямыми и очевидными Издержки (более низкие будущие расходы и более высокие будущие налоги, которые необходимы, чтобы выполнялось бюджетное ограничение) являются непрямыми и менее очевидными Стратегическое взаимодействие политических партий Политик, стоящий у власти, может накопить неэффективно высокую сумму долга, чтобы ограничить расходы своего приемника Несогласие по поводу распределения бремени снижения дефицита может привести к замедлению реформы фискальной политики Дефицит может формироваться из-за попыток выбранных лидеров сообщить о своих способностях избирателям

Рис.68 Стратегическое накопление долга Политики понимают, что будущая политика может проводится политическими партиями, с чьими взглядами они не согласны (последующие политики предпочитают расходовать ресурсы таким способом, который сегодняшние политики считают нежелательным) Это может вызвать у сегодняшних политиков желание ограничить расходы будущих политиков Т. к. высокий уровень государственного долга заставляет сокращать государственные расходы, то у сегодняшних политиков появляется стимул накапливать долг

Рис.69 Отложенная стабилизация Если ни одна из групп интересов не контролирует политику единолично, взаимодействие между политическими силами может привести к неэффективному дефициту В частности, неэффективный дефицит может сохраняться из-за того, что каждый политик или каждая группа интересов затягивает достижение соглашения по поводу фискальной реформы в надежде, что другие возьмут на себя большую часть бремени Каждая из сторон может выбрать отсрочку в переговорах, чтобы попытаться получить для себя больший выигрыш Выбирая status quo вместо того, чтобы согласиться на немедленные реформы, группа сигнализирует, что для нее реформа сопряжена с издержками

Рис.70 Отложенная стабилизация В результате выбор отсрочки может улучшить ожидаемый исход для группы за счёт ухудшения общей экономической ситуации Окончательным результатом может быть отложенная стабилизация, даже если существует политика, которая по общему признанию увеличит благосостояние всех Каждая группа откладывает согласие принять большую долю бремени реформ в надежде, что это сделает другая группа Чем меньше издержки для группы при принятии большей доли, тем быстрее она решит, что выгоды от согласия перевешивают выгоды от отсрочки - происходит война на истощение (war of attrition) или ведутся переговоры (происходит торг)