Презентация Механистическая картина мира

Презентация Механистическая картина мира


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Механистическая картина мира», содержащую 15 слайдов и доступную в формате pptx. Размер файла доклада составляет 610.65 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Механистическая картина мира Подготовили студенты Трунин Сергей и Казьмин Георгий Ю-103
Рис.1 Механистическая картина мира Подготовили студенты Трунин Сергей и Казьмин Георгий Ю-103
План: Возникновение научных знаний. Научная рациональность. Механистическая картина мира. Заключение
Рис.2 План: Возникновение научных знаний. Научная рациональность. Механистическая картина мира. Заключение
Возникновение научных знаний.
Рис.3 Возникновение научных знаний.
Существуют две точки зрения о том, как появилась наука: одни считают, что другие рассматривают наука
Рис.4 Существуют две точки зрения о том, как появилась наука: одни считают, что другие рассматривают наука возникла с возни- науку, как явление бо- кновением самой фило- лее позднего периода софии, если еще не ра- развития цивилизации. ньше, т. е. формирование пифагорейской школы в V - IV вв. до н. э.
Согласно В. Ж. Келле, "что бы возникла наука, общество должно достичь не только определенного у
Рис.5 Согласно В. Ж. Келле, "что бы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально - экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления". Согласно В. Ж. Келле, "что бы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально - экономического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления". Если исходить из этого, то поворотным моментом в истории генезиса науки можно считать начало появления зачатков капиталистических производственных отношений.
С возникновением последних, по словам К. Маркса, "впервые возникают такие практические проблемы
Рис.6 С возникновением последних, по словам К. Маркса, "впервые возникают такие практические проблемы, которые могут быть решены лишь научным путем".
Резюмируя оба подхода по рассматриваемой проблеме можно сказать, что, безусловно, зачатки научных зн
Рис.7 Резюмируя оба подхода по рассматриваемой проблеме можно сказать, что, безусловно, зачатки научных знаний начали возникать в высоко развитых в культурном отношении странах. В рамках каждой исторической эпохи вырабатываются конкретно - исторические формы познания мира, общества. Однако до возникновения капиталистического способа производства наличные элементы знания не оказывали какого-нибудь заметного влияния на развитие общества и не представляли собой сложившиеся теоретизированные системы, пригодные для объективного исследования окружающего мира. Поэтому правомерно связывать начало возникновения подлинной науки с коперниканской революцией в естествознании и деятельностью Галилея и Ньютона. На передний план выходит механика как наука о небесных и земных телах. Что касается физики, химии, биологии, геологии и др. , то они только начинали делать первые самостоятельные шаги. Рассматриваемый период мы связываем и со становлением самой научной рациональности.
В современной философско-методологической литературе представлен широкий спектр точек зрений и подхо
Рис.8 В современной философско-методологической литературе представлен широкий спектр точек зрений и подходов к пониманию научной рациональности. В отдельности они раскрывают определенные аспекты того явления в науке, а в совокупности - позволяют строить целостную концепцию довольно сложного структурного образования. Рациональность в науке есть продукт реализации разумом своего организующего, нормирующего и упорядочивающего начала человеческой деятельности. Разум стремится схематизировать, в частности в науке, интеллектуальные операции, путем подчинения их мировоззренческим установкам, методологическим принципам и когнитивным требованиям.
'Рациональность, - пишет И. Лакатос, - есть то, что соответствует определенным методологическим
Рис.9 'Рациональность, - пишет И. Лакатос, - есть то, что соответствует определенным методологическим принципам, нормам и предписаниям'. Эти манипуляции над действиями исследователя позволяют достичь определенную стройность и логическую последовательность в познавательной деятельности, согласуемой с представлениями конкретно - исторической эпохи о ценностях науки и культуры; привести в соответствие продукта поиска с объектной реальностью; подвести научные знания под социальные потребности. Именно эти особенности, присущие научно-исследовательской деятельности, делают возможным вписание научных знаний в культурные пласты человечества, которые характеризуют уровень совершенства логического мышления человека.
Механистическая картина мира В XVII-XIX веках частные науки, которые только-только начинали обретать
Рис.10 Механистическая картина мира В XVII-XIX веках частные науки, которые только-только начинали обретать статус самостоятельности и науки, стремились к совершенству. Это был период прорыва их к новым горизонтам истин. Классическая механика выработала иные представления о мире, материи, пространстве и времени, движении и развитии, отмеченные от прежних и создала новые категории мышления - вещь, свойство, отношение, элемент, часть, целое, причина, следствие, система - сквозь призму которых сама стала смотреть на мир, описывать и объяснять его.
Новые представления об устройстве мира привели к созданию и Новой Картины мира - механистической, в
Рис.11 Новые представления об устройстве мира привели к созданию и Новой Картины мира - механистической, в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе, уподобляемой механическим часам, которые состоят из незаменимых, подчиненных друг другу элементов, ход которых строго подчиняется законам классической механики. Законам механики подчиняются все и вся, входящие в состав вселенной, а, следовательно, законам этим приписываются универсальность. Как и в механических часах, в которых ход одного элемента строго подчинен ходу другого, так и во вселенной, согласно механистической картине мира, все процессы и явления строго причинно связаны между собой нет места случайности и все предопределено.
В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы поз
Рис.12 В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания. Механицизм, детерминизм, редукционизм образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую деятельность человека. В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания. Механицизм, детерминизм, редукционизм образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую деятельность человека. Открывая законы, описывающие природные явления и процессы, человек противопоставляет себя природе, возвышает себя до уровня хозяина природы. Так человек ставит свою деятельность на научную основу, ибо он, исходя из механистической картины мира, уверился в возможность с помощью научного мышления выявить универсальные законы функционирования мира.
В рассматриваемый период исследовательская деятельность в астрономии, механике, физике была достаточ
Рис.13 В рассматриваемый период исследовательская деятельность в астрономии, механике, физике была достаточно рационализирована, а сами эти науки занимали лидирующее место в естествознании.
Физика как наиболее разработанная область естествоиспытания, задавала фон для развития других отрасл
Рис.14 Физика как наиболее разработанная область естествоиспытания, задавала фон для развития других отраслей науки. Последние же тяготели к рационально-методологическим принципам и понятиям физики, механики. Физика как наиболее разработанная область естествоиспытания, задавала фон для развития других отраслей науки. Последние же тяготели к рационально-методологическим принципам и понятиям физики, механики. Как это на самом деле происходило можно проследить на историко-научном материале биологии. XVII- нач. XIX вв. – то это период господства механической картины мира. Законы механики рассматриваются как универсальные и единые для всех отраслей естествознания.
Заключение Дальнейшие шаги рационализации научной деятельности приводят к ее усовершенствованию, пут
Рис.15 Заключение Дальнейшие шаги рационализации научной деятельности приводят к ее усовершенствованию, путем уточнения, конкретизации существующих средств познания и одновременно вводом новых, эффективных, наиболее адекватно отражаемых особенности изучаемого объекта. В изложенном материале становление рациональности и обрамление ею познавательной деятельности выглядит на первый взгляд просто. Но то не совсем так. Рационализация исследовательской деятельности не происходит однобоко, под влиянием только научных представлений и идей: этот процесс достаточно сложный, выключающий в себя и подсознательные, волевые элементы сознания исследователя, и характер взаимодействия общества с природой, и мировоззренческие установки эпохи, и собственно-научные компоненты. Рациональность не носит законченный характер, она находится в постоянном развитии в историческом измерении.


Скачать презентацию