Презентация Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.

Презентация Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.», содержащую 78 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 284.64 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

ТЕМА 1. Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
Рис.1 ТЕМА 1. Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.
План ВЭД как объект государственного управления и регулирования. Цели, задачи и инструменты государс
Рис.2 План ВЭД как объект государственного управления и регулирования. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования ВЭД. Классификация методов государственного регулирования социально-экономических процессов. 15 слайд Методологические аспекты применения нетарифных ограничений. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики государства понятие и сущность. 26 слайд Классификация методов нетарифного регулирования . 36 слайд История формирования классификация мер нетарифного регулирования 59 слайд Нетарифные ограничения в Таможенном Союзе 72 слайд Роль регулирования ВЭД в микро и макроэкономике 75 слайд
1. ВЭД как объект государственного управления и регулирования. Цели, задачи и инструменты государств
Рис.3 1. ВЭД как объект государственного управления и регулирования. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность представляет сферу экономики, подверженную наиболее сильному воздействию со стороны государства в лице его законодательных, исполнительных, судебных органов. Государство устанавливает на основе законов и других нормативно-правовых актов общие и специальные правила экспорта и импорта товаров, осуществления валютных операций, валютного, налогового и таможенного регулирования, культурно-экономических связей, научно-технического обмена с другими странами.
В научной и учебной литературе выделяются следующие цели и за­дачи государственного управления (регу
Рис.4 В научной и учебной литературе выделяются следующие цели и за­дачи государственного управления (регулирования) ВЭД: • удовлетворение потребностей государства, регионов, отраслей, организаций, населения в товарах и услугах, видах деятельности, бла­гах и ценностях, не производимых в достаточном количестве в стране или производство которых экономически невыгодно в сравнении с импортом; • обеспечение положительного платежного баланса страны, по­лучение доходов за счет развития экспорта, использование экспорта как источника валютных поступлений в страну, сбыт избыточной оте­чественной продукции; • развитие научно-технических и культурных связей, обмен спе­циалистами и информацией, предоставление образовательных услуг, содействие международному туризму; • участие страны в международном разделении и кооперации труда, в основании мировых рынков; • осуществление совместных международных научно-технических, социальных, экологических проектов; • координация действий при возникновении чрезвычайных ситуаций мирового масштаба, в борьбе с международным терроризмом; • укрепление положительного имиджа страны в мире.
Основной задачей государственного управления внешнеэкономической деятельностью является обеспечение
Рис.5 Основной задачей государственного управления внешнеэкономической деятельностью является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия. В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей, государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.
Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность исп
Рис.6 Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства, касающихся сферы, которая является объектом регулирования.
Цели и задачи государственного регулирования экономики зависят от природы господствующей в стране по
Рис.7 Цели и задачи государственного регулирования экономики зависят от природы господствующей в стране политической системы, принятой социально-экономической стратегии, проводимого экономического курса. Соответственно направленность регулирования, формы и методы его осуществления периодически обновляются в соответствии с проводимой внутренней и внешней экономической политикой
Разнообразие инструментов регулирования ВЭД принято с определенной степенью условности делить на сле
Рис.8 Разнообразие инструментов регулирования ВЭД принято с определенной степенью условности делить на следующие группы: • административно-правовые инструменты; * экономические инструменты, регуляторы прямого действия; • экономические регуляторы косвенного действия.
К административно-правовым инструментам государственного регулирования относят законы, указы, постан
Рис.9 К административно-правовым инструментам государственного регулирования относят законы, указы, постановления органов государственной власти, государственные планы и программы директивного действия, другие государственные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую, хозяйственную деятельность. К этой группе инструментов относятся также государственные лицензии на проведение определенных видов деятельности, установление квот на экспорт и импорт.
Экономические регуляторы прямого действия включают государственное бюджетное и внебюджетное финансир
Рис.10 Экономические регуляторы прямого действия включают государственное бюджетное и внебюджетное финансирование отдельных отраслей регионов, федеральных и региональных социально-экономических программ, национальных и международных инвестиционных проектов. К этой же группе относят государственные дотации, субсидии, субвенции, налоговые и иные льготы, кредиты, предоставляемые на льготной основе, ставки арендной платы и платы за пользование природными ресурсами. К экономическим регуляторам косвенного действия относят налоговые ставки, ставку рефинансирования Центрального банка, валютный курс, таможенные пошлины, тарифы на государственные услуги.
Основой регулирования торговли является внешнеэкономическая, в том числе внешнеторговая и таможенная
Рис.11 Основой регулирования торговли является внешнеэкономическая, в том числе внешнеторговая и таможенная, политика. Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики — протекционизм и фритредерство. Фритредерство — это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные и импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.
Протекционизм — это внешнеэкономическая и внешнеторговая политика, направленная на защиту внутреннег
Рис.12 Протекционизм — это внешнеэкономическая и внешнеторговая политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки. Для протекционизма характерны введение барьеров (ограничений)) на пути движения товаров.
Количественные, или нетарифные ограничения представляют собой устанавливаемые государством прямые ад
Рис.13 Количественные, или нетарифные ограничения представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством товаров иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Существует несколько видов количественных ограничений: контингентирование, квотирование, лицензирование. Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.
Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наимено
Рис.14 Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования. Лицензирование — получение и выдача лицензий (разрешений) на экспорт или импорт товаров, на совершение определенных операций или деятельности. В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств.
2. Классификация методов государственного регулирования социально-экономических процессов. Государст
Рис.15 2. Классификация методов государственного регулирования социально-экономических процессов. Государственное регулирование социально-экономических процессов осуществляется с использованием широкого круга научных методов. Под методом (как научным термином) понимается путь, способ достижения цели, прием теоретического и практического осуществления цели, исходящий из знания наиболее общих законов и закономерностей развития действительности.
Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности., рис. 16
Рис.16
Классификация методов имеющих применение в государственном регулировании
Рис.17 Классификация методов имеющих применение в государственном регулировании
К общим методам (методологии) относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общес
Рис.18 К общим методам (методологии) относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др. Макроэкономика исследует экономику в целом, во всех взаимосвязях и временных периодах. Методология исследования макроэкономических процессов, предвидение развития событий в тех иных социально-экономических процессах основываются на методах количественного и качественного анализа, системном комплексном подходе. Необходимой предпосылкой научной обоснованности выводов, вытекающих из применения методологии, является не только глубокое знание объективных экономических законов и механизма их действия, но и проверка истинности их практикой.
В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные ме
Рис.19 В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют: • метод экстраполяции; • метод экономических группировок; • индексный метод и др.
К специальным методам, играющим особо важную роль во вех формах государственного регулирования, отно
Рис.20 К специальным методам, играющим особо важную роль во вех формах государственного регулирования, относятся: балансовый. программно-целевой, нормативный. Балансовый метод. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, следовательно, проблема сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, финансовых) являются первоочередной. Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. В широком смысле программно-целевой метод представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы. Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с програмно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей.
К специфическим методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности следует отнести:
Рис.21 К специфическим методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности следует отнести: экономические; и административные.
В целях регулирования экономической безопасности РФ, в том числе для защиты внутреннего рынка, стиму
Рис.22 В целях регулирования экономической безопасности РФ, в том числе для защиты внутреннего рынка, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике и формирования доходов государственного бюджета используются экономические методы. Использование их основано на знании законов рынка и конкуренции. Основой экономических методов является таможенно-тарифное регулирование, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает ввозные и вывозные таможенные пошлины и сборы.
Административные методы предполагают так называемое нетарифное регулирование (лицензирование и квоти
Рис.23 Административные методы предполагают так называемое нетарифное регулирование (лицензирование и квотирование) и установление системы запретов и ограничений. Основной целью административных методов следует считать обеспечение национальной безопасности.
Во всех странах мирового сообщества с рыночной и нерыночной экономикой в государственном регулирован
Рис.24 Во всех странах мирового сообщества с рыночной и нерыночной экономикой в государственном регулировании используются практически все из перечисленных методов, которые и образуют систему государственного регулирования и контроля. Однако набор этих методов у каждой страны может отличиться, и в первую очередь это зависит от государственного устройства. Особенно это касается набора специфических методов.
Отлично и конкретное содержание методов в зависимости от времени, конкретных экономических задач гос
Рис.25 Отлично и конкретное содержание методов в зависимости от времени, конкретных экономических задач государства на том или ином этапе своего развития, уровня развития мировой экономической интеграции и конкуренции и ряда других факторов. Конкретное "качественное" и "количественное" наполнение и состав методов находят свое выражение в государственной социально-экономической политике государства.
3. Методологические аспекты применения нетарифных ограничений. Нетарифные ограничения как часть прот
Рис.26 3. Методологические аспекты применения нетарифных ограничений. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики государства понятие и сущность. Многие процессы, происходящие в мировой экономике, такие как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, требуют жесткого регулирования. В то же время «открытые» меры таможенно-тарифного регулирования приводят к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря ожидаемых выигрышей.
Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за
Рис.27 Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Несомненно, таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. Следовательно, в тех случаях, когда возможности таможенно-тарифного регулирования оказываются недостаточно эффективными в регулирования внешней торговли, применяются другие административные методы. Так, возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование - нетарифные ограничения.
Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные ин
Рис.28 Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. Очевидно, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли. До сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада.
Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на в
Рис.29 Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др. ) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в за
Рис.30 Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.
В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате зн
Рис.31 В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих п
Рис.32 Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Большинство из нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и, поэтому, плохо отражены в статистике. Именно эта их характеристика дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические,
Рис.33 К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры.
Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать п
Рис.34 Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата.
Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в
Рис.35 Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уро­вень защиты (так называемая тарификация).
4. Классификация нетарифных ограничений. Как известно, в мире действуют официальные классификационны
Рис.36 4. Классификация нетарифных ограничений. Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций.
ГАТТ/ВТО - Генеральное соглашение по тарифам и торговле — международное соглашение, заключенное в 19
Рис.37 ГАТТ/ВТО - Генеральное соглашение по тарифам и торговле — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении более 50 лет фактически выполняло функции международной организации. ГАТТ/ВТО - Генеральное соглашение по тарифам и торговле — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении более 50 лет фактически выполняло функции международной организации. Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. ГАТТ — соглашение, а не организация.
Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила
Рис.38 Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности. Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенн
Рис.39 1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим); 1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим); 2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаро
Рис.40 2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой); 2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой); 3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, норм
Рис.41 4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы); 4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы); 5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).
Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме в виде таблицы Класси
Рис.42 Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме в виде таблицы Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме в виде таблицы
Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности., рис. 43
Рис.43
Методологические и методические основы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности., рис. 44
Рис.44
1. Меры финансового воздействия. 1. Меры финансового воздействия. Финансовое воздействие на внешнето
Рис.45 1. Меры финансового воздействия. 1. Меры финансового воздействия. Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностранных товаров. Часто они не имеют фиксированной ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы), изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка и экономической политики государства.
1. Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический (взимаются в фиксированной сумме с
Рис.46 1. Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический (взимаются в фиксированной сумме с единицы веса, объема, количества товара), так и комбинированный характер, повышая внутреннюю цену импортного товара и снижая его конкурентоспособность. 1. Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический (взимаются в фиксированной сумме с единицы веса, объема, количества товара), так и комбинированный характер, повышая внутреннюю цену импортного товара и снижая его конкурентоспособность. В их числе следует назвать внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, действующие в периоды повышения уровня мировых цен по отношению к внутренним аналогичным товарам; антидемпинговые и компенсационные пошлины в целях возмещения материального ущерба национальным производителям страны-импортера при установлении факта демпинга со стороны экспортера.
Разновидности сборов: Разновидности сборов: · Дополнительные сборы, взимаемые с импортируемых товаро
Рис.47 Разновидности сборов: Разновидности сборов: · Дополнительные сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог); · Внутренние (уравнительные) налоги и сборы, которые эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы). Их целью является создание одинакового налогового режима для одних и тех же (или аналогичных) товаров иностранного и национального производства, а также поддержание определенного уровня цен на внутреннем рынке;
· · Пограничные налоги и сборы (или таможенные доплаты), которые взимаются в момент перемещения внеш
Рис.48 · · Пограничные налоги и сборы (или таможенные доплаты), которые взимаются в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления; · Скользящие сборы – дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами;
К финансовым мерам воздействия также относят меры, регламентирующие доступ импортеров к иностранной
Рис.49 К финансовым мерам воздействия также относят меры, регламентирующие доступ импортеров к иностранной валюте, предназначенной для продажи им, ее стоимость (курс), что может увеличить стоимость импорта: К финансовым мерам воздействия также относят меры, регламентирующие доступ импортеров к иностранной валюте, предназначенной для продажи им, ее стоимость (курс), что может увеличить стоимость импорта: · Импортные депозиты – требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).
2. Административные меры. 2. Административные меры. Административные инструменты, появившиеся в нача
Рис.50 2. Административные меры. 2. Административные меры. Административные инструменты, появившиеся в начале XX века с увеличением участия в международной торговле крупных компаний и монопольных структур, в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.
1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования то
Рис.51 1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. 1. Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
· Квотирование/ Контингентирование · Квотирование/ Контингентирование Наиболее распространенной форм
Рис.52 · Квотирование/ Контингентирование · Квотирование/ Контингентирование Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Два этих понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количест
Рис.53 Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действия квоты разделяются на: Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов); Импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
По охвату квоты делятся на: По охвату квоты делятся на: Глобальные – устанавливаются на импорт или э
Рис.54 По охвату квоты делятся на: По охвату квоты делятся на: Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара; Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингенты) бывают сезонными.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государ
Рис.55 Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительств
Рис.56 Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки; Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки; Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок; Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости; Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
«Добровольное» ограничение экспорта «Добровольное» ограничение экспорта Количественное ограничение и
Рис.57 «Добровольное» ограничение экспорта «Добровольное» ограничение экспорта Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательст
Рис.58 «Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. «Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
3. История формирования классификация мер нетарифного регулирования В мировой торговле к настоящему
Рис.59 3. История формирования классификация мер нетарифного регулирования В мировой торговле к настоящему моменту не выработано общепризнанного определения нетарифных мер, не разработана их общепринятая классификация, отсутствует единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Имеющиеся международные определения носят рабочий характер; классификационные схемы насчитывают несколько сот наименований, причем перечень мер не является статичным, постоянно пополняется.
В WITS – базе данных, разработанной Всемирным банком в сотрудничестве с ЮНКТАД, Международным центро
Рис.60 В WITS – базе данных, разработанной Всемирным банком в сотрудничестве с ЮНКТАД, Международным центром торговли (ITC), Отделом Статистики ООН (UNSD) и ВТО (WTO) – нетарифные барьеры определены как общее понятие, обозначающее иные, чем тарифы, барьеры в мировой торговле, например, квотирование, лицензирование, добровольные экспортные ограничения. Под нетарифными мерами в WITS понимается любое действие правительства, способное оказать влияние на цену, объем или область торговли.
Официальная интернет-страница ВТО ставит знак равенства между нетарифными барьерами и нетарифными ме
Рис.61 Официальная интернет-страница ВТО ставит знак равенства между нетарифными барьерами и нетарифными мерами. Основополагающими классификациями мер нетарифного регулирования стали разработанные достаточно давно классификации ГАТТ–ВТО и ЮНКТАД. 15 ноября 1963 г. сторонам ГАТТ было предложено разработать перечень нетарифных барьеров, подлежащих обсуждению на посвященных им переговорах; странами были выделены следующие:
- оговорки; - антидемпинговые меры; - государственная торговля; - политика в области государственные
Рис.62 - оговорки; - антидемпинговые меры; - государственная торговля; - политика в области государственные закупок; - таможенная оценка, допускающая произвольные или чрезмерно высокие стоимости; - правила административного и технического характера, включая маркировку и консульские формальности; количественные ограничения; - дискриминационные ограничения в отношении импортных товаров; - пограничное налогообложение; - санитарные правила; - ограничения на импорт угля.
Классификация нетарифных мер, в итоге разработанная секретариатом ГАТТ (для целей инвентаризации нет
Рис.63 Классификация нетарифных мер, в итоге разработанная секретариатом ГАТТ (для целей инвентаризации нетарифных мер, применяемых в каждой стране (Inventory of non-tariff measures), объединяет шесть основных категорий: 1. Ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях на различных этапах, включая производство товаров, сбыт (субсидии экспортерам), компенсационные пошлины, порядок размещения государственных заказов, ограничения и т. д. ). 2. Таможенные процедуры, административные формальности, включающие требования к оформлению внешнеторговой документации, оценка таможенной стоимости, определение страны происхождения и классификация товара, требования при прохождении таможенного оформления и т. д. 3. Стандарты.
4. Технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли (санитарные, ф
Рис.64 4. Технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли (санитарные, фитосанитарные, ветеринарные, экологические нормы, порядок сертификации импортных товаров, требования к упаковке, маркировке и т. д. ). 5. Количественные ограничения и сходные с ними административные меры (квоты, лицензирование, запреты, "добровольные" ограничения экспорта, различного рода валютные ограничения и т. д. ). 6. Ограничения, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей (пограничное налогообложение, импортные депозиты, иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины и т. д. ).
Научная ценность перечисленных классификаций состоит в попытке формирования единого подхода к опреде
Рис.65 Научная ценность перечисленных классификаций состоит в попытке формирования единого подхода к определению объекта исследования – понятия "нетарифные меры". При этом выработка общепринятого понятийного аппарата, не завершенная до настоящего момента, необходима в деле ведения международных торговых переговоров. Однако появление новых вариантов классификации, не вызванное появлением новых видов нетарифных мер, не вписывающихся в ранее разработанные классификации, удаляет от систематизации нетарифных мер.
В настоящее время источниками для разработки классификации мер нетарифного регулирования являются де
Рис.66 В настоящее время источниками для разработки классификации мер нетарифного регулирования являются действующее Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. и ряд Соглашений, определяющих, в том числе, порядок применения мер нетарифного регулирования, по работе с которыми в рамках ВТО создан профильный Комитет: - Соглашение по техническим барьерам в торговле. - Соглашение по процедурам лицензирования импорта. - Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (в отношении таможенной стоимости). - Соглашение по предпогрузочной инспекции. - Соглашение по правилам определения страны происхождения товара;. - Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. - Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации о
Рис.67 Перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации определен в статье 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и включает в себя: 1. Таможенно-тарифное регулирование. 2. Нетарифное регулирование. 3. Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. 4. Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
4. Нетарифные ограничения в Таможенном Союзе Условиями создания Таможенного союза предусмотрено непр
Рис.68 4. Нетарифные ограничения в Таможенном Союзе Условиями создания Таможенного союза предусмотрено неприменение мер тарифного и нетарифного регулирования во взаимной торговле между государствами-членами Таможенного союза и вынесение указанных мер на внешние границы Таможенного союза. В соответствии с частью 1 статьи 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. предусмотрено, что с момента создания единой таможенной территории государства-члены Таможенного союза не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.
Таким образом, при перемещении товаров по единой таможенной территории Таможенного союза не требуетс
Рис.69 Таким образом, при перемещении товаров по единой таможенной территории Таможенного союза не требуется наличия лицензий, за исключением ввоза на территорию Республики Беларусь алкогольной продукции, табачных изделий, рыбы, продуктов ее переработки и морепродуктов, в отношении ввоза которых законодательством Республики Беларусь установлено исключительное право государства.
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза: Меры нетарифного регулирования –
Рис.70 В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза: Меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
Рис.71 Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Полномочия по принятию решений о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены н
Рис.72 Полномочия по принятию решений о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены на Комиссию Таможенного союза (далее – КТС). Любое из государств-членов Таможенного союза может внести предложение в КТС о введении таких мер. В случае если КТС не примет предложение о введении указанных мер, то они могут применяться в одностороннем порядке на срок не более 6 месяцев. Порядок применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории установлен Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Полномочия по принятию решений о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены н
Рис.73 Полномочия по принятию решений о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены на Комиссию Таможенного союза (далее – КТС). Любое из государств-членов Таможенного союза может внести предложение в КТС о введении таких мер. В случае если КТС не примет предложение о введении указанных мер, то они могут применяться в одностороннем порядке на срок не более 6 месяцев. Порядок применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории установлен Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
С подписанием Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государ
Рис.74 С подписанием Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 года: • вступили в силу Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (подписано в г. Москве 25 января 2008 года), Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (подписано в г. Москве 9 июня 2009 года) и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (подписано в г. Москве 9 июня 2009 года); • утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень) и Положения о применении ограничений.
5. Роль регулирования ВЭД в микро и макроэкономике. Регулирование ВЭД является часть государственног
Рис.75 5. Роль регулирования ВЭД в микро и макроэкономике. Регулирование ВЭД является часть государственного регулирования экономики, поэтому выделить в чистом виде эффект от регулирования ВЭД, как такового, практически не возможно и вряд ли целесообразно. По нашему мнению следует рассматривать общую схему ВЭД на макро и микроэкономику. Конкретное выражение в отдельном государстве в каждый исторический момент времени регулирование ВЭД проявляется в виде экономической политики и включает установленные государством приоритеты, принципы, методы и формы осуществления в стране внешне-экономических операций в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансово-бюджетной безопасности страны.
Главными целями экономической политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сдержи
Рис.76 Главными целями экономической политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса страны. В ней должны быть отражены приоритеты, цели, результаты и инструменты регулированя, а также параметры, позволяющие оценить ее эффективность. Трудно переоценить роль государственного ВЭД регулирования в: 1. Обеспечении устойчивой равновесной ситуации на валютном рынке; ориентации на повышение курса национальной валюты. 2. Устойчивости национальной денежной системы Укреплении положения рубля во внутреннем денежном обороте и снижение степени долларизации экономики. 3. Укреплении валютно-финансового механизма, повышение платёжеспособности и кредитоспособности России; 4. Обеспечении эффективного участия в международной миграции капитала. Оптимизации движения капиталов; 5. И в целом в обеспечении экономической безопасности страны.
Анализируя воздействие внешнеэкономического фактора на национальную экономику на макро- и микроуровн
Рис.77 Анализируя воздействие внешнеэкономического фактора на национальную экономику на макро- и микроуровнях, можно предложить выделять прямой эффект — в бюджетной сфере; прямой и косвенный — в производственно-инвестиционной и косвенный — в социальной сфере. . Эффект проявляется в сферах: а) бюджетной — за счет притока таможенных платежей от экспорта (импорта) товаров и услуг; увеличения налоговых платежей экспортно-ориентированных и совместных с иностранным капиталом пред­приятий; б) инвестиционной — за счет притока иностранных инвестиций и увеличения инвестиций отечественных (от экспорта); в) производственной — за счет модернизации технологической и производственной базы (при импорте оборудования, торговле лицен­зиями, организации совместных предприятий, международном фи­нансовом лизинге); г) социальной — за счет увеличения занятости при наращивании экспортного производства, открытии совместных предприятий.
В заключении, следует отметить, что эффект, получаемый страной от развития внешнеэкономического сект
Рис.78 В заключении, следует отметить, что эффект, получаемый страной от развития внешнеэкономического сектора, его величина и форма проявления зависят от умения государственных органов власти достигнуть баланса интересов с предприятиями и другими участниками ВЭД. То есть в соблюдении принципов: равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом.


Скачать презентацию