Презентация Методы исследования, применяемые в педагогической психологии

Презентация Методы исследования, применяемые в педагогической психологии


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Методы исследования, применяемые в педагогической психологии», содержащую 16 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 870.04 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Методы исследования, применяемые в педагогической психологии Выполнили студентки группы 17. 1 – 610
Рис.1 Методы исследования, применяемые в педагогической психологии Выполнили студентки группы 17. 1 – 610 Гарифова Лэйсэн и Фирсанова Марина
Методы педагогической психологии — группа исследовательских методов, применяемых в психологии педаго
Рис.2 Методы педагогической психологии — группа исследовательских методов, применяемых в психологии педагогики, воспитания и обучения. Методы педагогической психологии — группа исследовательских методов, применяемых в психологии педагогики, воспитания и обучения. Методология педагогической психологии опирается на научные принципы; активно применяются такие классические для психологии методы исследования как наблюдение, беседа, консультация, эксперимент и иные.
Особая роль в педагогической психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы
Рис.3 Особая роль в педагогической психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Особая роль в педагогической психологии отводится эксперименту, поскольку в нем проверяются гипотезы научного характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия.
Методы исследования, применяемые в педагогической психологии, рис. 4
Рис.4
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он о
Рис.5 Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Должна быть заранее продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не совершить ошибки в выводах. Особые требования предъявляются к тестам и к другим психодиагностическим методикам. Они должны быть достаточно проверенными методами исследования и адаптированными к возрасту детей.
Схема 1: с двумя исследуемыми группами испытуемых, экспериментальной и контрольной. До начала психол
Рис.6 Схема 1: с двумя исследуемыми группами испытуемых, экспериментальной и контрольной. До начала психолого-педагогического эксперимента и после его завершения производится параллельная оценка — тестирование как экспериментальной, так и контрольной группы по одним и тем же показателям, с помощью одинаковых методов оценивания. Затем с помощью соответствующих математико-статических методов между собой сравниваются те изменения, которые за время проведения эксперимента произошли в экспериментальной и контрольной группах, и если они окажутся статистически достоверными, то делается вывод о том, что экспериментальное обучение (или воспитание) прошло успешно. Если, к примеру, в проводимом психолого-педагогическом эксперименте изучается эффективность применения каких-либо методов обучения, то во время исследования в контрольной и экспериментальной группах не должны применяться другие, конкурирующие методы обучения, тем более — различные, посколько конечный учебный результат может зависеть от совокупности и сочетания всех используемых методов обучения, а не только сугубо экспериментальных, проверяемых в данном случае.
Схема 2: с одной группой испытуемых, которая одновременно выступает как экспериментальная, так и кон
Рис.7 Схема 2: с одной группой испытуемых, которая одновременно выступает как экспериментальная, так и контрольная. Эта схема на практике обычно применяется тогда, когда для каждой экспериментальной группы (в одном исследовании их может быть несколько) невозможно подобрать полностью равноценную ей контрольную группу, т. е. тогда, когда у исследователя нет достаточной уверенности в том, что экспериментальная и контрольная группы были одинаковыми и во время проведения исследования находились в одних и тех же условиях. К этому же способу организации и проведения эксперимента обычно обращаются тогда, когда практически невозможно учесть и принять во внимание все без исключения существенные факторы, от которых может зависеть результат исследования; полученный в экспериментальной и контрольной группах. Обязательными требованиями, предъявляемыми к эксперименту, организуемому и проводимому по данной схеме, являются следующие: тщательный контроль, предварительный теоретический анализ изучаемого явления с выявлением его причин; контроль в ходе эксперимента всех факторов, способных повлиять на его результаты и исказить их; достаточная надежность применяемых психодиагностических методов.
Схема 3: с частичным использованием контрольной группы. Если окажется, что во время проведения экспе
Рис.8 Схема 3: с частичным использованием контрольной группы. Если окажется, что во время проведения эксперимента в экспериментальной группе произошли существенные изменения, причем одновременно обнаружились важные различия между экспериментальной и контрольной группой по завершению эксперимента, то на этом основании делается вывод о том, что эксперимент прошел успешно. К примеру, психолого-педагогический эксперимент можно провести только на одном из классов школы, взятом из одной параллели, а затем сравнивать его результаты с тем, что за время проведения эксперимента произошло в других классах (которые, по предположению, в это время находились в тех же самых условиях), и если между сравниваемыми экспериментальным и другими классами по завершению эксперимента обнаружатся существенные различия, то можно считать, что он прошел удачно.
Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом
Рис.9 Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления. Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.
Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изу
Рис.10 Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри. Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри. «+»: непосредственность и яркость впечатлений; возможность лучше проникнуть в атмосферу группы и лучше понять внутренний мир людей. «-»: опасность потери объективности в оценках вследствие возможного перехода наблюдателя на позиции наблюдаемых; трудность, а зачастую и невозможность строгой и полной фиксации в процессе наблюдения, что чревато пробелами и неточностями в последующем отчете.
Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на осн
Рис.11 Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе своего развития. Консультирование проводится в форме беседы с самим ребенком, с его родителями или людьми, принимающими участие в его обучении и воспитании. Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе своего развития. Консультирование проводится в форме беседы с самим ребенком, с его родителями или людьми, принимающими участие в его обучении и воспитании. Коррекция в отличие от консультирования предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо. Здесь психолог одновременно выступает как учитель или воспитатель для ребенка, отвечающий за результаты применяемых им средств психолого-педагогического воздействия, коррекционных приемов и методов.
Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристи
Рис.12 Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Генетический метод применяется в вариантах: 1) генеалогическое исследование (изучение родственников); 2) исследование приемных детей и родителей; 3) исследование близнецов (сравнение близнецов из монозиготных и дизиготных пар). Интересные исследования с помощью близнецового метода проведены при сравнении близнецов, каждый из которых проходил свою систему обучения или при проживании в различных семьях.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной си
Рис.13 Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
«+» метода беседы: «+» метода беседы: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает откр
Рис.14 «+» метода беседы: «+» метода беседы: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. «-» метода беседы: требует много времени; содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний.
Метод независимых характеристик. Сущность этого метода состоит в том, что он дает возможность, во-пе
Рис.15 Метод независимых характеристик. Сущность этого метода состоит в том, что он дает возможность, во-первых, получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе (группе) со стороны многих лиц (учителей, классных руководителей, завуча, директора, родителей, товарищей, друзей, руководителей общественных молодёжных организаций, представителей социальных институтов и др. ). Во-вторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах развития (например, младший школьный возраст, подростковый, юношеский). Метод независимых характеристик. Сущность этого метода состоит в том, что он дает возможность, во-первых, получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе (группе) со стороны многих лиц (учителей, классных руководителей, завуча, директора, родителей, товарищей, друзей, руководителей общественных молодёжных организаций, представителей социальных институтов и др. ). Во-вторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах развития (например, младший школьный возраст, подростковый, юношеский). Большое значение при использовании этого метода имеет «сведение» всех характеристик в единую, обобщающую.
Метод анализа продуктов деятельности - это метод психологии, который дает возможность сделать выводы
Рис.16 Метод анализа продуктов деятельности - это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности. Метод анализа продуктов деятельности - это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности. Четкая формулировка цели исследования. ; Выбор испытуемых в соответствии с целью исследования. Создание одинаковых условий для всех детей изучаемой группы.


Скачать презентацию