Презентация О стыде перед русским словом

Презентация О стыде перед русским словом


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «О стыде перед русским словом», содержащую 26 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 1.35 MB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

О стыде перед русским словом
Рис.1 О стыде перед русским словом
Проблемный вопрос Что такое сквернословие?
Рис.2 Проблемный вопрос Что такое сквернословие?
Наша гипотеза Мы не властны над речью других. Но над собственной речью мы властны.
Рис.3 Наша гипотеза Мы не властны над речью других. Но над собственной речью мы властны.
Цели исследования: 1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения; 2)выяснение з
Рис.4 Цели исследования: 1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения; 2)выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов Задачи: 1) изучить литературу для получения информации о значении термина «сквернословие» и происхождении некоторых оскорбительных слов; 2) выявить степень употребления ненормативной лексики среди разных возрастных групп; 3)выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику; 4) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.
Ход исследования 1-ая группа – работала со справочной литературой и выясняла значение термина «сквер
Рис.5 Ход исследования 1-ая группа – работала со справочной литературой и выясняла значение термина «сквернословие», а также происхождение некоторых оскорбительных слов.
Все вместе – выяснили, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи
Рис.6 Все вместе – выяснили, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику, наметили пути решения затронутой проблемы.
Результаты исследования, полученные 1-ой группой Сквернословие – речь, наполненная скверными, неприс
Рис.7 Результаты исследования, полученные 1-ой группой Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами ( С. И. Ожегов «Словарь русского языка»). Скверна( общеслав. ) – нечто гнусное, порочное (Н. М. Шанский и др. «Краткий этимологический словарь).
История возникновения Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова были включены
Рис.8 История возникновения Корни этого явления уходят в языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам.
«СКОТИНА» Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключит
Рис.9 «СКОТИНА» Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…
«НЕГОДЯЙ» Это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».
Рис.10 «НЕГОДЯЙ» Это не бранное слово, а «рекрут, не пригодный к воинской службе».
«ПОГАНЕЦ» Слово пришло из благородной латыни и означает «селянин, деревенский житель».
Рис.11 «ПОГАНЕЦ» Слово пришло из благородной латыни и означает «селянин, деревенский житель».
«ИДИОТ» Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёно
Рис.12 «ИДИОТ» Слово пришло на Русь из Византии вместе с христианством. Так стали называть любого некрещёного. Но язычники в долгу не остались, назвали христианина
«СТЕРВА» Так крестьяне на Руси называли палую скотину, трупы животных, мертвечину.
Рис.13 «СТЕРВА» Так крестьяне на Руси называли палую скотину, трупы животных, мертвечину.
«МЫМРА» В старину так величали домоседку, которая не любила выходить в белый свет.
Рис.14 «МЫМРА» В старину так величали домоседку, которая не любила выходить в белый свет.
«БОЛВАН» Современное значение – глупый, недалёкий человек. Исконное значение – обрубок бревна, чурба
Рис.15 «БОЛВАН» Современное значение – глупый, недалёкий человек. Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя.
Вывод, сделанный 1-ой группой Русский язык велик и могуч – это мы помним с детских лет, но забываем
Рис.16 Вывод, сделанный 1-ой группой Русский язык велик и могуч – это мы помним с детских лет, но забываем другое: он ещё и живой. Слова приходят и уходят, меняют значения порой до неузнаваемости. Когда кто-то пытается оскорбить вас словом, просто пожалейте этого невежу или невежду в одном лице: не ведает он, что говорит!
Результаты исследования, полученные 2-й группой. Сквернословие.
Рис.17 Результаты исследования, полученные 2-й группой. Сквернословие.
Историческая справка В 17-м веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за публично произне
Рис.18 Историческая справка В 17-м веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь. В 19-м веке матерщинников ставили на одну доску с безбожниками и анархистами.
Наша точка зрения Сквернословие является пороком, когда можно еще НЕ ПРОИЗНЕСТИ. Сквернословие стано
Рис.19 Наша точка зрения Сквернословие является пороком, когда можно еще НЕ ПРОИЗНЕСТИ. Сквернословие становится болезнью, когда человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Таким образом, вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта.
Ситуации, при которых чаще всего используется ненормативная лексика Для повышения эмоциональности ре
Рис.20 Ситуации, при которых чаще всего используется ненормативная лексика Для повышения эмоциональности речи Для эмоциональной разрядки Для оскорбления, унижения адресата речи Для демонстрации агрессии Для демонстрации отсутствия страха Для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов Для демонстрации принадлежности к своим Для связки слов и когда слов попросту не хватает
Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Оно охватило почти все возрасты. Ругательства стал
Рис.21 Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Оно охватило почти все возрасты. Ругательства стали заменителями пауз.
Наши общие выводы Опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лекс
Рис.22 Наши общие выводы Опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда , будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.
Пути решения проблемы Не писать и не печатать ругательств. Не заменять ругательства начальными буква
Рис.23 Пути решения проблемы Не писать и не печатать ругательств. Не заменять ругательства начальными буквами. Не дублировать ругательства словечками типа «елки-палки, блин, японский городовой». Не говорить плохих слов самим. Помнить о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так». Не копировать других, не стараться быть похожим на кого-то. Не искать расслабления в сквернословии. Помнить: «Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».
Сравнение с гипотезой Наша гипотеза подтвердилась: мы не можем исправить общество в целом, но пресеч
Рис.24 Сравнение с гипотезой Наша гипотеза подтвердилась: мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться. Чем больше стыда перед русским словом, тем лучше наша русская речь. Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.
Информационные источники Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. –
Рис.25 Информационные источники Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд. , - М. : Рус. Яз. , 1991 Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – 2-е изд. – М,: ООО »ТИД «Русское слово – РС», 2005 Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. М. , «Просвещение», 1975 wiki. iteach. ru/index. php
И в заключении… …И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страда
Рис.26 И в заключении… …И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. (И. А. Бунин)


Скачать презентацию