Презентация Основные виды грамматической связи между частями текста

Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Основные виды грамматической связи между частями текста», содержащую 10 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 170.48 KB
Слайды и текст этого доклада

Рис.1 Основные виды грамматической связи между частями текста цепная второе предложение цепляется с первым, третье – со вторым и т. д. Особенности: 1. Повтор ключевого слова 2. Замена ключевого слова синонимом или синонимичным оборотом 3. Замена ключевого слова местоимением 4. Повтор того или иного члена предложения

Рис.2 Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т. п. «Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…»( Ю. Куранов)

Рис.3

Рис.4 Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. «Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. »

Рис.5

Рис.6

Рис.7 Какой из предложенных примеров является текстом? Почему? Какой из предложенных примеров является текстом? Почему? А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов) В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь. С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)

Рис.8 Запишите предложения так, чтобы получился текст. Запишите предложения так, чтобы получился текст. Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился.

Рис.9 Восстановите строки из известного стихотворения Ф. И. Тютчева . Восстановите строки из известного стихотворения Ф. И. Тютчева . прошла, в окно, зима, пора, недаром, злится, стучится, ее, весна, со двора, гонит, и. все, и, зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, уж, подняли.

Рис.10 Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев