Презентация Повышение качества преподавания химии

Презентация Повышение качества преподавания химии


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Повышение качества преподавания химии», содержащую 49 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 173.00 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Повышение качества преподавания химии Главным содержанием обучения становится таким образом, не усво
Рис.1 Повышение качества преподавания химии Главным содержанием обучения становится таким образом, не усвоение фактов, а овладение методологией творческого использования основ науки сокращение обязательных аудиторных занятий, увеличение роли самостоятельной, контролируемой преподавателем подготовки студентов, включение научных исследований в учебный процесс
ВОСЕМЬ СНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ (ИСО 9000:2000) 1. Ориентация на потреби
Рис.2 ВОСЕМЬ СНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ (ИСО 9000:2000) 1. Ориентация на потребителя. 2. Наличие лидера, организующего всю работу. 3. Вовлечение в процесс всех сотрудников. 4. Оптимизация учебного процесса (процессный подход). 5. ВУЗ - система взаимосвязанных процессов - системный подход. 6. Непрерывное совершенствование. 7. Принятие решений на основе фактов; обратная связь. 8. Создание взаимовыгодных отношений с поставщиками (средними школами).
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ -
Рис.3 КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ -
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: уровнем подготовки обучаемых (абитуриентов, студентов, аспирантов и
Рис.4 КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: уровнем подготовки обучаемых (абитуриентов, студентов, аспирантов и др. ); качеством (структурой и содержанием) образовательных программ; качеством профессорско-преподавательского состава; эффективностью и качеством используемых методик и технологий обучения; качеством ресурсного обеспечения учебного процесса (оборудованием, обеспеченностью учебной литературой и др. ); качеством научных исследований.
Составляющие системы управления качеством обучения
Рис.5 Составляющие системы управления качеством обучения
1. КАЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ
Рис.6 1. КАЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ
2. КАЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Рис.7 2. КАЧЕСТВО ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рис.8 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рис.9 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5. КАЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Рис.10 5. КАЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6. КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Рис.11 6. КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
7. КАЧЕСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Рис.12 7. КАЧЕСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Повышение качества преподавания химии, рис. 13
Рис.13
Повышение качества преподавания химии, рис. 14
Рис.14
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Совместное участие общих и выпускающих кафедр: в коррект
Рис.15 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Совместное участие общих и выпускающих кафедр: в корректировке содержания учебных курсов; в модернизации лабораторных практикумов; в составлении заданий курсовых работ и др.
ПОВЫВШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА Подготовка молодых преподавателей через
Рис.16 ПОВЫВШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА Подготовка молодых преподавателей через педагогическое отделение, магистратуру и аспирантуру. Повышение педагогической квалификации, в частности, в области информационных технологий. Повышение эффективности научной и научно-методической работы.
РАЗРАБОТКА НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОЗДАНИЕ БАНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНЫМ КУРСАМ; РА
Рис.17 РАЗРАБОТКА НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СОЗДАНИЕ БАНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНЫМ КУРСАМ; РАЗРАБОТКА И РАЗМЕЩЕНИЕ В СЕТИ УНИВЕРСИТЕТА СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ Представляет собой синтез двух философских категорий: качества (зна
Рис.18 УСТАНОВЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ Представляет собой синтез двух философских категорий: качества (знания); количества (оценка).
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ Являются объектами нечисловой природы, определяемые преподавателем в процессе
Рис.19 ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ Являются объектами нечисловой природы, определяемые преподавателем в процессе контроля знаний
СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ Степень обученности не представляется возможным точно измерит
Рис.20 СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ Степень обученности не представляется возможным точно измерить. Возможна только вероятностная оценка.
Причины неопределенности оценки знаний принципиальная невозможность оценки действительной степени об
Рис.21 Причины неопределенности оценки знаний принципиальная невозможность оценки действительной степени обученности; нечеткость установления меры трудности используемых контрольных заданий; ограниченное время проведения контроля знаний; конечный объем контрольных заданий.
Истинная степень обученности Соответствие (адекватность) знаний полученному в процессе контроля дейс
Рис.22 Истинная степень обученности Соответствие (адекватность) знаний полученному в процессе контроля действительному уровню знаний.
ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «КАЧЕСТВО» и «КОЛИЧЕСТВО» Качественная характеристика выражается названием. Количест
Рис.23 ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «КАЧЕСТВО» и «КОЛИЧЕСТВО» Качественная характеристика выражается названием. Количественная характеристика определяется некоторым числом.
ИНТЕРВАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА Позволяет на основе полученных в результате количественной оценки установить
Рис.24 ИНТЕРВАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА Позволяет на основе полученных в результате количественной оценки установить качественную характеристику уровня обученности . Пример: 55-69 - посредственно, 70-84 - хорошо, 85-100 - отлично.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ ПОВЫШАЕТСЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛА ЭТАПОВ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТ
Рис.25 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ОБУЧЕННОСТИ ПОВЫШАЕТСЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛА ЭТАПОВ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ki - категория качества i-го признака; xi - количественное значени
Рис.26 РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ki - категория качества i-го признака; xi - количественное значение i-го признака; K - число качественных уровней (принято равным 5). Сложение показателей ki даёт суммарное качество и не учитывает разброс признаков
Повышение качества преподавания химии, рис. 27
Рис.27
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭНТРОПИЯ Учитывает разброс признаков
Рис.28 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭНТРОПИЯ Учитывает разброс признаков
Чем больше величина энтропии образовательного фактора, тем труднее он для выполнения, тем больше не
Рис.29 Чем больше величина энтропии образовательного фактора, тем труднее он для выполнения, тем больше не его субъективный “вес”, а его объективная значимость на данном этапе функционирования системы, тем большее внимания необходимо уделять руководству для уменьшения этой неупорядоченности.
Расчет значения энтропий H1=(4/7)ln(7/4)+ 3(1/7)ln(7)= 1,154 - 1-го признака; H2=(5/7)ln(7/5)+2(1/7)
Рис.30 Расчет значения энтропий H1=(4/7)ln(7/4)+ 3(1/7)ln(7)= 1,154 - 1-го признака; H2=(5/7)ln(7/5)+2(1/7)ln(7)= 0,796 – 2-го признака; H3=(4/7)ln(7/4)+3(1/7)ln(7)= 1,154 - 3-го признака; H4=(3/7)ln(7/3)+4(1/7)ln(7)= 1,475 - 4-го признака; H5=(4/7)ln(7/4)+3(1/7)ln(7)= 1,154 - 5-го признака; H6=2(2/7)ln(7/2)+4(1/7)ln(7)= 1,828–6-го признака; H7=(3/7)ln(7/3)+(2/7)ln(7/2)+2(1/7)ln(7)= 1,29–7-го; H8=(3/7)ln(7/3)+(2/7)ln(7/2)+2(1/7)ln(7)= 1,29–8-го
По полученным значениям энтропии признаков, можно определить интегральное (системное) качество каждо
Рис.31 По полученным значениям энтропии признаков, можно определить интегральное (системное) качество каждого объекта и провести вторичное ранжирование кафедр по эффективности их работы kj(интегр. )=kj Hj
Повышение качества преподавания химии, рис. 32
Рис.32
Использование интегрального качества увеличивает дифференцирующая способность оценки эффективности у
Рис.33 Использование интегрального качества увеличивает дифференцирующая способность оценки эффективности учебной деятельности. В частности, при использовании суммы качеств, различие между первой и последней по рейтингу кафедрами составляет 17 баллов, в то время как интегральное качество дает расхождение в 24 балла. Этот факт свидетельствует о более высокой эффективности использования интегрального качества для оценки эффективности деятельности кафедр.
Задачи высшего химического образования формирование у будущих исследователей и инженеров химического
Рис.34 Задачи высшего химического образования формирование у будущих исследователей и инженеров химического мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперимент по их проверке; внедрять результаты в практику (инновационная деятельность)
Основы научной организации учебного процесса для чего учить, чему учить, как учить.
Рис.35 Основы научной организации учебного процесса для чего учить, чему учить, как учить.
Кривые сохраняемости знаний Кривая "забывания"Г. Эббинхауза : П=Поехр(-t/T).
Рис.36 Кривые сохраняемости знаний Кривая "забывания"Г. Эббинхауза : П=Поехр(-t/T).
УРОВНИ ЗНАНИЙ первый уровень позволяет узнавать, воспроизводить второй уровень (логическое мышление)
Рис.37 УРОВНИ ЗНАНИЙ первый уровень позволяет узнавать, воспроизводить второй уровень (логическое мышление) позволяет объяснять на третьем уровне (творческое мышление): обобщать и классифицировать явления, решать нестандартные задачи, составлять задачи с нестандартными решениями, анализировать сложившуюся ситуацию с целью распознавания проблемы и ее формулировки, самостоятельно получать новые знания.
Классические методы обучения позволяют реализовать первый и второй уровень. Для достижения третьего
Рис.38 Классические методы обучения позволяют реализовать первый и второй уровень. Для достижения третьего уровня знаний необходимо использовать проблемный метод обучения
Проблемный метод обучения Предполагает проведение обучения на высшем уровне интеллектуальной труднос
Рис.39 Проблемный метод обучения Предполагает проведение обучения на высшем уровне интеллектуальной трудности. преподаватель формулирует учебную проблему (создает проблемную ситуацию) и вместе со студентами решает поставленную задачу.
Проблемный метод обучения Особенностью проблемного обучения является высокий научный уровень рассмат
Рис.40 Проблемный метод обучения Особенностью проблемного обучения является высокий научный уровень рассматриваемых проблем, который базируется на современных знаниях и последних достижениях химической науки
Учебные и научные проблемы Научными проблемами являются такие, которые решаются в настоящее время ис
Рис.41 Учебные и научные проблемы Научными проблемами являются такие, которые решаются в настоящее время исследователями и для которых не получен однозначный ответ
Научная проблема
Рис.42 Научная проблема
Научная проблема Парадокс Гиббса Смешение двух различных идеальных газов, находящихся при Р и Т. Уве
Рис.43 Научная проблема Парадокс Гиббса Смешение двух различных идеальных газов, находящихся при Р и Т. Увеличение энтропии: SSSSR ln Cмешение двух одинаковых газов: SSSS???
УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Проблемы, ответ на которые уже найден учеными и которые можно включить в учебный пр
Рис.44 УЧЕБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Проблемы, ответ на которые уже найден учеными и которые можно включить в учебный процесс
Физический смысл первого постулата Бора Гипотеза о стационарных орбитах mеvr = nh/2 2rnhmеv
Рис.45 Физический смысл первого постулата Бора Гипотеза о стационарных орбитах mеvr = nh/2 2rnhmеv)
Физический смысл первого постулата Бора 2rnhmеv) = nд Стационарные орбиты: на длине которых
Рис.46 Физический смысл первого постулата Бора 2rnhmеv) = nд Стационарные орбиты: на длине которых укладывается целое число длин волн Де-Бройля д
Абсолютный нуль температуры Т=0 К = -273 оС
Рис.47 Абсолютный нуль температуры Т=0 К = -273 оС
Способы создания проблемных ситуаций изложение фактов, требующих теоретического объяснения; демонстр
Рис.48 Способы создания проблемных ситуаций изложение фактов, требующих теоретического объяснения; демонстрация опытов, свидетельствующих о внешних несоответствиях; использование учебных и жизненных ситуаций; выдвижение гипотез и предположений; сравнение, сопоставление и противопоставление фактов; предложение обобщить наблюдаемые результаты.
Требования к учебным проблемам учебная проблема должна быть логически связана с учебным материалом;
Рис.49 Требования к учебным проблемам учебная проблема должна быть логически связана с учебным материалом; в учебной проблеме должна отражаться противоречивость информации; учебная проблема должна быть понятной и не очень трудной; она должна быть решена обучаемыми; учебная проблема должна эмоционально заинтересовать обучаемых; своим содержанием учебная проблема должна давать направление поиска решения.


Скачать презентацию