Презентация Пиясири Викрамасекара (бывший старший специалист по миграции, Международное бюро труда, Женева) Международный семин

Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Пиясири Викрамасекара (бывший старший специалист по миграции, Международное бюро труда, Женева) Международный семин», содержащую 19 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 995.00 KB
Слайды и текст этого доклада

Рис.1 презентация Пиясири Викрамасекара (бывший старший специалист по миграции, Международное бюро труда, Женева) Международный семинар по экономическому и социальному воздействию миграции, денежных переводов и диаспоры Ереван, Армения, 24-25 июня, 2010 г.

Рис.2 Структура презентации Основные положения Вклад диаспоры в развитие родных стран (стран происхождения) Возникшие проблемы Извлеченные уроки и положительный опыт Дальнейшие шаги.

Рис.3 Основные положения Все еще существует обширный пробел в знаниях о диаспорах. Общины диаспор весьма разнообразны: различны первоначальная мотивация миграции, навыки, этнические особенности, продолжительность пребывания (старые и новые диаспоры), миграционный статус, направления (диаспоры ‘юг-север’ и ‘юг-юг’ (Африка)). Все группы, составляющие диаспору, оказывают содействие родным странам –диаспора (квалифицированная / научная / интеллектуальная) их не монополизирует. Между обещаниями и фактическим вкладом диаспор все же есть существенная разница. Для эффективного взаимодействия с родиной общинам диаспор также нужна поддержка. Родные страны наряду со странами проживания должны активно содействовать взаимодействию с диаспорой. Вклад диаспоры - это лишь один из нескольких аспектов миграции, способствующей политике развития (денежные переводы, возвратная миграция и т. п. ).

Рис.4 Различные аспекты содействия со стороны диаспоры Положительные Экономические Денежные переводы, инвестиции, экспорт, туризм Интеллектуальные Навыки, ноу-хау, информационные сети Социальные: создание гражданского общества Филантропия: благотворительность и пожертвования Политические Лоббирование, пропаганда, посредничество Культурные Негативные Придают устойчивый характер противоречиям в родных странах.

Рис.5

Рис.6 Индикаторы транснационального взаимодействия – Пять Т (M. Орозко) Пять Т Транспортные перевозки Телекоммуникации Туризм Трансфер денег Торговля (товары родной страны). Индикаторы: частота контактов с родиной, инвестиции, денежные переводы и бизнес в родной стране, состав диаспоры (по данным опросов, проведенных в латиноамериканских, карибских диаспорах, а также диаспоры Ганы). Не охватывают обмен знаниями, передачу навыков и технологии, вероятно по причине того, что они основаны на информации, собранной на уровне домохозяйств.

Рис.7 Уровень транснационального взаимодействия ганцев, в процентах от общего числа респондентов диаспоры (источник: Орозко 2006).

Рис.8 Сети сведений о диаспоре (ССД) Делают возможным виртуальное взаимодействие, участие, возвращение. В 1999 году Мейер и Браун выделили 41 ССД (на базе интернета), а в 2005-ом по оценкам Мейер и Ватье существовало 158 ССД. В работе Кузнецова (2006) проводятся результаты исследований по ряду стран. Для диаспоры легче инициировать что-либо, чем довести до конкретного результата. Проблемы обозначенные Лоуелл и Гаровой: Бездействие: уровень бездействия 34% (21 среди 61 ССД) Провал: 27% сетей с гос. поддержкой потерпели неудачу (4 из 15) Примеры: South African Network of Skills Abroad (SANSA); обследование показало, что 46% от 2440 контактов электронной почты не работают; ответили лишь 428 респондента, из которых 40% редко или никогда не пользовались веб-сайтом. Digital Diaspora Network for Africa (неактивна, поддерживается ООН);

Рис.9 ССД – данные исследований Женевской научно-исследовательской сети (ЖНИС) Исследование посвящено научной диаспоре Колумбии, Индии и Южной Африки в Швейцарии. Основные выводы Высокая мотивированность к участию. Ограниченность индивидуальной инициативой, в частности в случае Индии, Южной Африки. Стабильная занятость и статус резидента имеют решающую роль в определении обязательств. Ограниченная государственная поддержка как родной, так и принимающей страны. Положительный опыт Швейцаро-Южноафриканская двусторонняя исследовательская программа Южноафриканский департамент науки и технологии и Швейцарский государственный секретариат по образованию и исследованиям Ассоциация колумбийских исследователей в Швейцарии (ACIS)

Рис.10 Исследование ЖНИС - продолжение Факторы ограничивающие вклад диаспоры Проблемы интеграции в принимающее общество, языковые барьеры. Ограничения из-за стрессов, перенапряжения на работе. Нехватка институциональной поддержки, поддержки частных компаний. Нестабильная занятость и статус резидента. Нехватка активных обязательств со стороны родной страны. Нехватка единства среди членов диаспоры, например, среди тех, кто имеет низкую квалификацию. Gabriela Tejada / Jean-Claude Bolay (eds), Scientific diasporas as development partners: Skilled migrants from Colombia, India and South Africa in Switzerland: empirical evidence and policy responses, Peter Lang, Bern, 2010

Рис.11 Проблемы во взаимодействии с диаспорой Маппинг диаспоры: количество, расположение, характеристики. Разногласия в диаспоре: соперничество, политические, этнические разногласия. Дублирование, попытки повторить уже сделанное кем-то. Слабая способность родных стран к взаимодействию с диаспорой, в особенности в странах, вовлеченных в конфликты. Слабая роль посольств – исследование Всемирного Банка Необходимость недооценивания ресурсов (человеческих и финансовых) с целью поддержания активности сетей (см. Кузнецов). Недостаток устойчивости и ответственности на местах, сохраняющаяся зависимость от донорского финансирования. Женские диаспоры невовлечены в большинстве инициатив. Жесткая визовая политика принимающих стран приводит к периодичному и временному возвращению. Недоверие правительств к политической активности некоторых организаций диаспоры. Недостаточно эффективные механизмы мониторинга.

Рис.12 Как родные страны содействуют взаимодействию с диаспорой? Создание специальных министерств и единиц: Армения, Бангладеш, Индия, Мали, Сенегал Официальное признание диаспор: Устав Африканского союза, Китай - особый статус китайцев за границей Специальные льготы и уступки: двойное гражданство Проведение ежегодных форумов диаспоры: Индия – ежегодный форум с 2003 года (Pravis Bharatiaya Divas). Вовлечение советников из диаспоры в политические ограны – официальные и неформальные (Филиппины, Сенегал). Сосредоточение на взаимодействии, а не только на возвращении. Так от девиза ‘Вернуться и служить родине’ (Huiuo fuwu) Китай перешел к лозунгу ‘Служить родине’ (Weiguo fuwu).

Рис.13 Как могут помочь принимающие страны? Маппинг диаспор: Комиссия ЕС по связям с миграцией и развитию: оказание помощи развивающимся странам в распознавании диаспор и укреплении связей с ними. Вовлечение диаспоры в программы по техническому сотрудничеству и развитию. Руководящие принциры GTZ, DFID по практическому сотрудничеству с общинами диаспор. Содействие образованию и развитию сетей диаспоры Комиссия ЕС по связям с миграцией и развитию. Совместная инициатива ООН и Еврокомиссии по Миграции и развитию; наращивание потенциала малых субъектов. Программа IOM MIDA . Согласованность иммиграционной политики с политикой развития: Политика интеграции общин мигрантов и соблюдение их прав. Благоприятные визовые режимы. Долгосрочный статус резидента в ЕС.

Рис.14

Рис.15 Увеличение роли диаспоры в развитии: документ о стратегии сокращении бедности (PRSPs) Обзор 84 документов о сокращении бедности, осуществленный Блеком и Свердом для Программы Развития ООН HDRP 2009/38 Нестыковка между намерениями развить политику по отношению к диаспоре и конкретными стратегическими инициативами: 17 стран ссылаются на диаспоры. 7 стран отметили лишь намерение вовлечь диаспору. 3 упоминули MIDA and TOKTEN. В Бенине и в Капо-Верде обращают больше внимания на политку по отношению к диаспоре. Из 7 субсахарских стран с министерствами/отделами, имеющими связь с диаспорой, только 2 (Бенин и Буркина-Фасо) упоминули их в PRSPs. Недостаточное увеличение роли диаспоры в агенствах развития. Доклад о человеческом развитии в Армении – сосредоточен на денежных переводах, осуществляемых диаспорой.

Рис.16 Избранный положительный опыт Индия - India – база знаний о диаспорах и изменениях политики High Level Committee on the Diaspora 2001. база данных проекта EC-UN Joint Migration Development Initiative (JMDI). Программа IOM Migration for Development in Africa (MIDA). Общепринятая программа UNDP TOKTEN – Transfer of Knowledge Through Expatriate Nationals. Двойное граждансто – 47 стран в 2008 г. Право голоса есть только у некоторых. Политики совместной разработки: например, мобилизация через “циркуляцию мозгов” малийской научной диаспоры для выгоды Университета Бамако: Франция/ Программа развития ООН Scientists & Technologists of Indian Origin based abroad (STIOs). Dept of Science and Technology,

Рис.17 Ассоциации родных городов - HTAs Основаны мексиканцами в США. Модель экономического сотрудничества между мексиканской диаспорой и родиной – благотворительные организации мексиканских имигрантов достают деньги в США чтобы помочь своим сообществам в Мексике. Долевая субсидия от местных властей (местных, государственных, городских) и федерального правительства для пожертвования средств. Программа 3x1 Деятельность сосредотачивается на здравоохранении, образовании и общественной инфраструктуре; Увеличение количества ресурсов невелико, но значительно в сельских общинах. Осуществленные HTAs коллективные денежные переводы замещают недостаточную правительственную помощь в сельских общинах.

Рис.18 Положительный опыт – продолжение. Создание специальных министерств и агенств Индия – Министерство по делам индийцев, существует с 2004 года, Армения – Министерство диаспоры, существует с 2008 года, Африканские страны. Филиппины: Комиссия по делам филиппинцев (с 1980 года) под эгидой Министерства иностранных дел: Институт по делам мексиканцев за рубежом при Министерстве иностранных дел основан в 2002-ом: консультативный совет избранных представителей диаспор координирует 56 консульских учреждений в Северной Америке.

Рис.19 Дальнейшие шаги Создание и распространение более полной информации о диаспорах. Обеспечение более полной интеграции диаспор в принимающих странах, а также гарантии соблюдения их прав. Более активное взаимодействие между родной и принимающей страной. Странам происхождения следует создать благоприятные условия для взаимодействия с диаспорой. Взаимодействие с заинтересованными сторонами и руководством на всех уровнях: центральном, региональном, муниципальном, а также на уровне общин. Принимающим странам следует поддерживать структуры диаспоры и придерживаться дружественной визовой политики. Посольствам стран происхождения следует играть более активную роль. Способствовать укреплению потенциала: элитные группы диаспоры также должны помогать остальным группам. Более серьезный подход, в том числе, учет в Программах по сокращению бедности.