Презентация Профилактика образования толпы, основы работы с толпой

Презентация Профилактика образования толпы, основы работы с толпой


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Профилактика образования толпы, основы работы с толпой», содержащую 60 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 2.17 MB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Ковалев В. Н. – к. п. н. , доцент кафедры психологии МГУ kovalev_vn@mail. ru Лекция № 6 -В «Профилак
Рис.1 Ковалев В. Н. – к. п. н. , доцент кафедры психологии МГУ kovalev_vn@mail. ru Лекция № 6 -В «Профилактика образования толпы, основы работы с толпой»
П Л А Н: 1. Сущность, структура и особенность толпы как социально-психологического фено-мена. 2. Вид
Рис.2 П Л А Н: 1. Сущность, структура и особенность толпы как социально-психологического фено-мена. 2. Виды толпы и их характеристика. 3. Механизмы образования толпы. 4. Приемы управления толпой и правила поведения в ней. 5. Профилактика стихийного поведения. Работа с пострадавшими. 6. Слухи как социально-психологическое явление.
Л И Т Е Р А Т У Р А: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5-е изд. , М. ,2006. Г
Рис.3 Л И Т Е Р А Т У Р А: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. 5-е изд. , М. ,2006. Горбунова М. Ю. Социальная психология. М. : Вла-дос-Пресс, 2006. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. СПб. : Питер, 2004. Мокшанцев Р. И. , Мокшанцева А. В. Социальная психология. Учебное пособие. М. : Высшее образование, 2001.
Понятие толпы Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей,
Рис.4 Понятие толпы Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Психологические особенности толпы 1. Кратковременное и бесструктурное скопление множества людей. 2.
Рис.5 Психологические особенности толпы 1. Кратковременное и бесструктурное скопление множества людей. 2. Эмоциональная возбудимость. 3. Сходство эмоционального состояния участников. 4. Пространственная близость. 5. Контактность. 6. Общий объект внимания. 7. Высокая степень конформизма.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 6
Рис.6
Виды толпы
Рис.7 Виды толпы
Случайная (оказиционная) толпа Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связ
Рис.8 Случайная (оказиционная) толпа Случайная толпа — неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо нео-жиданным событием, например дорожно-тран-спортным происшествием, пожаром, дракой и т. д. Случайную толпу образуют зеваки, т. е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях явля-ется любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 9
Рис.9
Конвенционная толпа Конвенционная толпа — толпа, поведение которой основывается на явных или под-раз
Рис.10 Конвенционная толпа Конвенционная толпа — толпа, поведение которой основывается на явных или под-разумеваемых нормах и правилах пове-дения — конвенциях. Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концер-та и т. д. Людьми движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 11
Рис.11
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 12
Рис.12
Экспрессивная толпа Экспрессивная толпа — общность людей, отличаю-щаяся особой силой массового прояв
Рис.13 Экспрессивная толпа Экспрессивная толпа — общность людей, отличаю-щаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д. ). Обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когда людьми, в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный настрой, выражаемый коллективно, часто — ритми- чески. Наиболее характерными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные бо-лельщики.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 14
Рис.14
Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, со
Рис.15 Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий, часто направляют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к происходящему, ни к самим погромщикам. Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом трансформации пассивной толпы. Так, футбольные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т. п.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 16
Рис.16
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 17
Рис.17
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 18
Рис.18
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 19
Рис.19
Паническая толпа Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремле-нием избежа
Рис.20 Паническая толпа Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремле-нием избежать некой воображаемой или реальной опасности. Паника — это проявления группового неконтролируемого страха. Основная черта любого панического поведения: стремление к самоспасению.
Паническая реакция Паническую реакцию делят на: легкую (в случа-ях, когда задерживается транспорт, п
Рис.21 Паническая реакция Паническую реакцию делят на: легкую (в случа-ях, когда задерживается транспорт, при спешке или внезапном, но не очень сильном сигнале); среднюю (характеризуется значительной дефор-мацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям); полную (паника с отключением сознания, аф-фективная, характеризующаяся полной невменя-емостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности).
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 22
Рис.22
Стяжательная толпа Стяжательская толпа — скопление людей, находящихся в непосредственном и неу-поряд
Рис.23 Стяжательная толпа Стяжательская толпа — скопление людей, находящихся в непосредственном и неу-порядоченном конфликте между собой из-за желания обладать теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или жела-ний всех участников этого конфликта.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 24
Рис.24
Экстатическая толпа Экстатическая толпа — вид толпы, в ко-торой люди, ее образующие, доводят себя до
Рис.25 Экстатическая толпа Экстатическая толпа — вид толпы, в ко-торой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совместных молит-венных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молодежью во время ярмарок-концертов, с верую-щими, представителями некоторых рели-гиозных направлений или сект.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 26
Рис.26
Стадии превращения толпы в действующую Границы толпы нечеткие, перемещения людей толпе напоминают бр
Рис.27 Стадии превращения толпы в действующую Границы толпы нечеткие, перемещения людей толпе напоминают броуновкое движение. Границы ядра толпы четко не выделяются; Эмоциональное заражение людей, при котором активизируется перемещение людей от пери-ферии толпы к ее ядру. В результате ядро толпы расширяется и уплотняется, его границы становятся более четкими. Активизация лидера или лидеров толпы, появляется объект общего внимания; Активизация людей дополнительным сти-мулированием, чаще всего это делает лидер. Оно побуждает приступить к конкретным действиям. Толпа становиться действующей.
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 28
Рис.28
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 29
Рис.29
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 30
Рис.30
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 31
Рис.31
Приемы управления действующей толпой (используются только правоохранительными органами) - Переориент
Рис.32 Приемы управления действующей толпой (используются только правоохранительными органами) - Переориентирование внимания (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдель-ные группы); - Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; - Обращение к участникам толпы с назва-нием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
Профилактика образования толпы, основы работы с толпой, рис. 33
Рис.33
Правила поведения в толпе Правила поведения в толпе
Рис.34 Правила поведения в толпе Правила поведения в толпе
Правила поведения в толпе 5. Если Вы выходите из толпы с ребенком – возьмите его на руки. 6. Помните
Рис.35 Правила поведения в толпе 5. Если Вы выходите из толпы с ребенком – возьмите его на руки. 6. Помните об эмоциональном заражении и рег-рессе в толпе – если у людей, выходящих с Вами, негативно изменяется состояние можно использовать директивные указания или юмор. 7. Вы, как человек находящийся в толпе, тоже подвержены эмоциональному заражению. Лучшее средство этому противостоять – четко следовать Вашей цели: выйти из толпы и по возможности вывести с собой других людей.
Профилактика образования толпы 2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная
Рис.36 Профилактика образования толпы 2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа: Подготовка руководящего состава форми-рований, спасателей к действиям в подоб-ных ситуациях; Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации;
Профилактика Организация и адекватное включе-ние в информационно-разъяснитель-ную работу; обеспечени
Рис.37 Профилактика Организация и адекватное включе-ние в информационно-разъяснитель-ную работу; обеспечение медицинской помощи душевнобольным, работа с острыми стрессовыми реакциями; исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может».
Профилактика образования действующей толпы Организованная информационно-разъясни-тельная работа. Важ
Рис.38 Профилактика образования действующей толпы Организованная информационно-разъясни-тельная работа. Важным аспектом этой работы простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, воз-можных способах и средствах защиты в возникшей ЧС; 2. Разделение больших групп пострадавших в пространстве или по времени.
Профилактика образования действущей толпы 3. Если предполагается, что большое количество людей собер
Рис.39 Профилактика образования действущей толпы 3. Если предполагается, что большое количество людей соберется в здании, помещении, ограниченном пространстве, то нужно предусмот-реть отдельный вход и отдельные выходы. Вход и выход людей должен быть организован и проконтро-лирован во избежание возникно-вения давки.
Профилактика образования действующей толпы 4. Вовлечение людей в активные действия. Если позволяет с
Рис.40 Профилактика образования действующей толпы 4. Вовлечение людей в активные действия. Если позволяет ситуация, то можно использовать профессио-нальные знания и опыт постра-давших: помощь поваров на пун-ктах питания, педагогов для ор-ганизации досуга детей и т. д.
Профилактика образования действующей толпы 5. Переориентация внимания людей на несколько объектов дл
Рис.41 Профилактика образования действующей толпы 5. Переориентация внимания людей на несколько объектов для разде-ления уже собравшихся людей на малые группы 6. Если позволяют технические воз-можности в ряде случаев уместно использование соответствующей музыки.
Профилактика образования действующей толпы 7. Передача медицинским работникам пострадавших, физическ
Рис.42 Профилактика образования действующей толпы 7. Передача медицинским работникам пострадавших, физическое состо-яние которых вызывает опасения, оказание помощи пострадавшим с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истероидная реакция, агрессия, психомоторное возбуждение).
Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими
Рис.43 Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими
Информационно- разъяснительная работа Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо зн
Рис.44 Информационно- разъяснительная работа Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ситуа-ции, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных и гендерных различий. При отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений, страхов, надежд, в связи с чем, вероятность возникно-вения слухов возрастает.
Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной фо
Рис.45 Слух – это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.
Слухи
Рис.46 Слухи
Факторы, способствующие возникновению слухов тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая
Рис.47 Факторы, способствующие возникновению слухов тревожная, напряженная, трудная обстановка, содержащая проблемы, угрозы, опасности, в которой пострадавшие ищут пути обезопасить себя и своих близких. стремление предупредить наступление неприятных событий. наличие эмоционального заражения, подражания, группового давления, стремления обезопасить себя вместе со всеми.
Факторы, способствующие возникновению слухов уверенность в достоверности сообщения. психологические
Рис.48 Факторы, способствующие возникновению слухов уверенность в достоверности сообщения. психологические особенности людей, предрасполагающие к восприятию слухов. социально-психологические особен-ности групп и совместной деятель-ности: бездеятельность, однообразие, скука.
Информационно-разъяснительная работа
Рис.49 Информационно-разъяснительная работа
Профилактика слухов Своевременное оповещение; Централизованная подача информации от официального ист
Рис.50 Профилактика слухов Своевременное оповещение; Централизованная подача информации от официального источника; Оперативный обмен информацией между силами по ликвидации; Дифференцированная подача информа-ции.
Информация должна быть: Достоверной; Дозированной; Лаконичной; Точной; Своевременной; Периодичной.
Рис.51 Информация должна быть: Достоверной; Дозированной; Лаконичной; Точной; Своевременной; Периодичной.
Периодичность информирования: в ситуации ожидания информации о судьбе родственников периодичность ин
Рис.52 Периодичность информирования: в ситуации ожидания информации о судьбе родственников периодичность информирования 3 - 4 часа в дневное время. в ситуации медленно развивающейся ЧС пер-вые дни 2-3 раза в день с третьего-четвертого дня 1-2 раза в день. Информатором может быть уполномо-ченное лицо (администрация, духовен-ство, авторитетный родственник постра-давших, врачи, представители силовых структур и др. )
Приемы информационно-разъяснительной работы использовать четкие, короткие фразы (не более 11 слов в
Рис.53 Приемы информационно-разъяснительной работы использовать четкие, короткие фразы (не более 11 слов в предложении), с элемен-тами внушения; темп, ритм и громкость речи должны быть удобны для восприятия пострадавшими; интонация речи должна быть утвердитель-ной; исключить из речи слова и фразы «пани-ка», «катастрофа», «спасайся, кто может» и т. п. ;
Приемы информационно-разъяснительной работы поза говорящего должна быть открытой; жесты должны соотв
Рис.54 Приемы информационно-разъяснительной работы поза говорящего должна быть открытой; жесты должны соответствовать смыслу сообщения; не давать невыполнимых обещаний; при построении сообщения можно использовать прием «слоеного бу-терброда».
Профилактика слухов Прогнозирование распространения слухов Среди каких социальных групп распрос-тран
Рис.55 Профилактика слухов Прогнозирование распространения слухов Среди каких социальных групп распрос-траняются слухи? Каковы виды и содер-жание слухов? Какие чувства отражают слухи? 1. «Прививка от слухов» наиболее вероят-ных объектов-мишеней. Первоначальное представление аудитории малой порции инфор-мации о событии, «переваривание» ее людьми, выработку ими определенной позиции принятия или непринятия с последующим предъявлением основного массива информации. Оперативное информирование «группы риска» по темам возможной дезинформации, т. е. превен-тивные опровергающие действия.
Профилактика слухов 2. Завоевание доверия аудитории офици-альными источниками информации: «первичнос
Рис.56 Профилактика слухов 2. Завоевание доверия аудитории офици-альными источниками информации: «первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор» и др. 3. Обеспечение доступности информации. 4. Поддержание эффективного руковод-ства на всех уровнях, повышение авто-ритета руководителей и доверия к ним.
Пресечение слухов: 1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной де
Рис.57 Пресечение слухов: 1. Игнорирование неправдоподобных слухов (технология «Бойкот») с одновременной демон-страцией опровергающих фактов. 2. Активное разоблачение слухов с использова-нием технологий «Контраргументация», «Таблица слухов», «Клиника слухов». «Таблица слухов» оформляется таким образом, чтобы в ней в одной колонке были перечислены «бродившие» некоторое время слухи, а в другой — реально наступившие события. Такая таблица может публиковаться в СМИ и отражаться в настенной информации.
Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их обсуждение с группой по
Рис.58 Прием «Клиника слухов» — это сбор будоражащих общественное мнение слухов, их обсуждение с группой пострадавших. 3. Снижение авторитета распространителей слухов.
Информационно-разъяснительная работа
Рис.59 Информационно-разъяснительная работа
Спасибо за внимание!
Рис.60 Спасибо за внимание!


Скачать презентацию