Презентация Типологизация и паспортизация регионов РФ

Презентация Типологизация и паспортизация регионов РФ


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Типологизация и паспортизация регионов РФ», содержащую 26 слайдов и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 152.50 KB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Лекция 3: Типологизация и паспортизация регионов РФ План: 1. Типологизация регионов: эволюция подход
Рис.1 Лекция 3: Типологизация и паспортизация регионов РФ План: 1. Типологизация регионов: эволюция подходов 2. Типы проблемных регионов России 3. Паспортизация регионов
1 вопрос: Типологизация регионов: эволюция подходов Типологизация регионов – выделение и группировка
Рис.2 1 вопрос: Типологизация регионов: эволюция подходов Типологизация регионов – выделение и группировка регионов по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Завершенная типология должна отвечать ряду требований: а) должна охватывать все возможные или все фа
Рис.3 Завершенная типология должна отвечать ряду требований: а) должна охватывать все возможные или все фактические выделенные типы и подтипы; б) должна строго удовлетворять требованиям логики: единство основания деления, последовательность деления от общего к частному, полнота и четкость деления; в) должна давать систему признаков, позволяющую отличать каждый тип от смежных. Н. Н. Баранский
В советский период попытки типологизации регионов предпринимались в рамках двух научных школ – геогр
Рис.4 В советский период попытки типологизации регионов предпринимались в рамках двух научных школ – географической (С. А. Ковалев, А. И. Алексеев, А. А. Ткаченко и др. ) и социологической (под руководством Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной). В условиях переходного периода исследованию неравномерности территориального развития и вопросов типологизации регионов были посвящены работы российских ученых-регионалистов В. Н. Лексина, А. Н. Швецова, Н. В. Зубаревич, В. В. Михайлова и др.
Н. В. Зубаревич выделяет типы регионов по уровню их экономического развития: группа лидеров – регион
Рис.5 Н. В. Зубаревич выделяет типы регионов по уровню их экономического развития: группа лидеров – регионы, экономика которых пережила спад, ориентируясь на экспорт сырья и промышленной продукции первого передела; срединная группа (большинство регионов), «размытая» по своим экономическим характеристикам; группа аутсайдеров, включающая слаборазвитые и депрессивные регионы.
В программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 годах» были сформулированы типоло
Рис.6 В программе «Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 годах» были сформулированы типологические критерии отнесения регионов и территорий к депрессивным и кризисным Депрессивные - регионы и территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризующиеся устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей. Кризисные - регионы, отличающиеся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов.
Другие подходы к типологизации 1 группа - простые регионы, выделяемые по единичным признакам, наприм
Рис.7 Другие подходы к типологизации 1 группа - простые регионы, выделяемые по единичным признакам, например: объем ВРП; темпы экономического роста; тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный); коэффициент плотности населения; характер хозяйственной специализации региона. 2 группа - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Продолжение 3 группа - выделяют ключевые проблемы регионального развития, соответственно различают д
Рис.8 Продолжение 3 группа - выделяют ключевые проблемы регионального развития, соответственно различают депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития; пионерные регионы - регионы нового освоения; программные (плановые) регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которых не совпадают с существующими границами территориального районирования. 4 группа (возможности региона осуществлять самостоятельную экономическую политику) включает "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).
В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на: 1) многоотраслевы
Рис.9 В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на: 1) многоотраслевые, где имеется большое промышленное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфраструктура (регионы Центра, Центральночерноземного района); 2) промышленные, где доминирует промышленность и подчиненную роль играет сельское хозяйство (Центральный и Южный Урал, Верхняя Волга, Московская, Тульская области и др. . 3) аграрно-промышленные - территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство (третьей группе относятся Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская и др. области). 4) трудоизбыточные, не имеющие достаточного количества мест приложения труда (Республики Северного Кавказа и некоторые другие территории); 5) с особым режимом хозяйствования (территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые территории, а также специальные экономические зоны.
По доле занятых в первичном, вторичном и третичном секторах экономики выделяют четыре типа регионов.
Рис.10 По доле занятых в первичном, вторичном и третичном секторах экономики выделяют четыре типа регионов. Регионы аграрные и сервисно-аграрные, где больше всего работников занято в сельском хозяйстве и сфере услуг (сосредоточены на Кавказе и на юге Сибири). Индустриальные и индустриально-аграрные регионы находятся в старых промышленных областях Центра и Урала. Однако спад промышленности привёл к тому, что сейчас в ней занято не более трети работающего населения, число таких регионов сократилось. Однако увеличилось число сервисно-индустриально-аграрных регионов с равной долей всех трёх секторов. Они расположены в основном в южной части Европейской России.
Сервисно-индустриальные регионы делятся на три группы В первой (в Нечерноземье) - сервисный и индуст
Рис.11 Сервисно-индустриальные регионы делятся на три группы В первой (в Нечерноземье) - сервисный и индустриальный секторы по доле занятых работников равны. Регионы второй группы расположены на Севере. Доля занятых в сфере услуг больше, чем в промышленности, а порой даже выше, чем в Москве. Однако живут эти регионы не благодаря прибыли от развития сферы услуг, а за счёт добычи сырья: нефти, газа и др. Т Третья группа (столичная) отличается наукоёмкой промышленностью и развитым четвертичным сектором. Это Москва, Петербург и Подмосковье с его сетью научных городков.
2 вопрос. Типы проблемных регионов России признаки проблемных регионов : 1) недостаток собственных в
Рис.12 2 вопрос. Типы проблемных регионов России признаки проблемных регионов : 1) недостаток собственных возможностей для обеспечения нормального функционирования и развития; 2) особая кризисность проявления проблемы (спад производства и т. д. ); 3) значительный ресурсный потенциал региона (производственный, научно-технический, трудовой, природный) федерального значения; 4) особое значение геополитического и экономического положения региона для стратегических интересов государства.
Типы проблемных регионов РФ
Рис.13 Типы проблемных регионов РФ
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 14
Рис.14
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 15
Рис.15
3 вопрос: Паспортизация регионов К первоочередным задачам МРР РФ относится задача мониторинга социал
Рис.16 3 вопрос: Паспортизация регионов К первоочередным задачам МРР РФ относится задача мониторинга социально-экономических процессов в регионах и субъектах Российской Федерации, а также эффективности использования государственных средств, выделяемых субъектам РФ
Цели паспортизации субъектов РФ: анализ тенденций развития субъекта РФ в соответствии с целями Прави
Рис.17 Цели паспортизации субъектов РФ: анализ тенденций развития субъекта РФ в соответствии с целями Правительства РФ; оценка эффективности административных мер и управленческих решений, планируемых органами власти субъектов РФ, по достижению заявленных целевых показателей в стратегиях развития; анализ динамики показателей развития региона
В основу Паспорта были заложены две новации: - унифицированная система показателей - типология регио
Рис.18 В основу Паспорта были заложены две новации: - унифицированная система показателей - типология регионов, разработанная в МРР РФ на основе представленной 30. 06. 2005 г. «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ».
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 19
Рис.19
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 20
Рис.20
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 21
Рис.21
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 22
Рис.22
Типологизация и паспортизация регионов РФ, рис. 23
Рис.23
Структура Паспорта Субъекта РФ Вводная часть включает: краткое описание субъекта, населения, руковод
Рис.24 Структура Паспорта Субъекта РФ Вводная часть включает: краткое описание субъекта, населения, руководство отраслевую структуру экономики. Вторая часть содержит характеристику социально-экономического развития субъекта в рамках принятой типологии. Третья часть содержит полную базу данных показателей из Унифицированной системы.
Паспорт позволял: 1. Отобразить и оценить динамику развития региона. 2. Оценить соответствие стратег
Рис.25 Паспорт позволял: 1. Отобразить и оценить динамику развития региона. 2. Оценить соответствие стратегических приоритетов субъектов РФ федеральным приоритетам и целям развития. 3. Оценить соответствие административных мер заявленным администрацией субъектов РФ целевым показателям. 4. Оценить эффективность деятельности администраций субъектов РФ. 5. Выработать предложения по корректировке стратегических целей субъектов РФ и механизмов их реализации.
Однако процесс подготовки Паспортов не был автоматизирован. Был объявлен конкурс, к решению этой зад
Рис.26 Однако процесс подготовки Паспортов не был автоматизирован. Был объявлен конкурс, к решению этой задачи был привлечен научный коллектив «Центра общественных финансов» под руководством В. В. Клеманова. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15. 06. 2009 № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации»


Скачать презентацию