Презентация Традиции красноречия в России

Презентация Традиции красноречия в России


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Традиции красноречия в России», содержащую 53 слайда и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 3.35 MB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Лекция № 7 ТРАДИЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ В РОССИИ
Рис.1 Лекция № 7 ТРАДИЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ В РОССИИ
Лекция № 7 Традиции красноречия в России 1. Истоки риторики. 1. 1. Риторика Древней Греции. 1. 2. Ри
Рис.2 Лекция № 7 Традиции красноречия в России 1. Истоки риторики. 1. 1. Риторика Древней Греции. 1. 2. Риторика Древнего Рима. 2. Основные этапы развития риторики в России. 3. Русский риторический идеал.
Происхождение термина «риторика» риторика – (греч. rhetorike) мастерство/искусство устной речи орато
Рис.3 Происхождение термина «риторика» риторика – (греч. rhetorike) мастерство/искусство устной речи ораторское искусство – (лат. orare - говорить) искусство говорить аудитория – (лат. audire - слушать) люди, к которым обращена речь оратора красноречие
Традиции красноречия в России, рис. 4
Рис.4
Традиции красноречия в России, рис. 5
Рис.5
1. Истоки риторики: Древняя Греция и Древний Рим Этапы в истории европейской риторики: древнегреческ
Рис.6 1. Истоки риторики: Древняя Греция и Древний Рим Этапы в истории европейской риторики: древнегреческая риторика древнеримская риторика средневековая риторика новые европейские риторики (XVI-XVIII вв. )
Причины возникновения риторики в античном мире (V век до н. э. ) Интерес античной культуры к человек
Рис.7 Причины возникновения риторики в античном мире (V век до н. э. ) Интерес античной культуры к человеку, человеческой индивидуальности (гуманизм – от лат. humanus – человечный) Античная культура – в большей степени культура устного, а не письменного слова Востребованность риторики в условиях демократии
Общественные демократические институты Древнего мира и современной России
Рис.8 Общественные демократические институты Древнего мира и современной России
Общественные демократические институты Древнего мира и современной России
Рис.9 Общественные демократические институты Древнего мира и современной России
1. 1. Древняя Греция. Софисты софисты (от греч. sophia - мудрость) – это представители новой философ
Рис.10 1. 1. Древняя Греция. Софисты софисты (от греч. sophia - мудрость) – это представители новой философской мысли образ «общественного человека» - идеал Древней Греции идея об относительности истины (истина – это только субъективное суждение о ней) теория красноречия эристика (греч. erizo - спорю) – убеждение в споре
Софизм – особый приём доказательств в споре. Софизм – это доказательство по форме как будто правильн
Рис.11 Софизм – особый приём доказательств в споре. Софизм – это доказательство по форме как будто правильное, а по существу ложное, основанное на игре слов Примеры софизмов: Кто лжет, говорит то, чего нет; но того, чего нет, нельзя сказать , следовательно, никто не может лгать. Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.
Заслуги софистов Коракс – автор первого трактата по риторике («Красноречие – это служанка убеждения»
Рис.12 Заслуги софистов Коракс – автор первого трактата по риторике («Красноречие – это служанка убеждения») Горгий Леонтийский – автор одного из первых учебников по риторике (учил делать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению»; пурпурные одежды)
Достижения древнегреческой риторики Сократ. Основа риторической концепции – логическое доказательств
Рис.13 Достижения древнегреческой риторики Сократ. Основа риторической концепции – логическое доказательство. Афины. Школа сократического диалога («Прекрасная речь –это диалог, в котором рождается истина») Платон. Академия. Письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Трактаты «Горгий», «Федр», «Пир»
Аристотель (384-322 до н. э. ) трактат «Риторика» (IV в. до н. э. ) – основа всех позднейших европей
Рис.14 Аристотель (384-322 до н. э. ) трактат «Риторика» (IV в. до н. э. ) – основа всех позднейших европейских риторик Ликей – школа Аристотеля в Афинах «Риторика – искусство убеждать»
Демосфен выдающийся мастер ораторского искусства филиппика – гневная обличительная речь Оратором мож
Рис.15 Демосфен выдающийся мастер ораторского искусства филиппика – гневная обличительная речь Оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда (Демосфен)
1. 2. Древний Рим. Цицерон Трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор» Трактат «Об ораторе» . Каноны кла
Рис.16 1. 2. Древний Рим. Цицерон Трактаты «Об ораторе», «Брут», «Оратор» Трактат «Об ораторе» . Каноны классической риторики. Образ идеального оратора «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев…»
Квинтилиан Трактат «Образование оратора» (12 книг) техника красноречия «Риторика – наука хорошо гово
Рис.17 Квинтилиан Трактат «Образование оратора» (12 книг) техника красноречия «Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях» ( Ср. Цицерон вслед за Аристотелем: «Риторика – искусство убеждать»)
2. Периодизация российской риторики (по В. И. Аннушкину) 1. Риторика Древней Руси (XI-XVII в. в. ) 2
Рис.18 2. Периодизация российской риторики (по В. И. Аннушкину) 1. Риторика Древней Руси (XI-XVII в. в. ) 2. Петровский период (к. XVII в. -I пол. XVIII в. ) 3. Ломоносовский период (II пол. XVIIIв. - нач. XIX в. ) 4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в. ) 5. Период кризиса риторики и становление новой теории и истории словесности: возникновение языкознания и литературоведения как самостоятельных научных дисциплин (II пол. XIX в. ) 6. Советский период (1920-1990) 7. Период возрождения риторики (начиная с 80-90-х годов)
1. Риторика Древней Руси (XI – XVII в. в. ) Жанры: житие, поучение, слово, беседа Литературные произ
Рис.19 1. Риторика Древней Руси (XI – XVII в. в. ) Жанры: житие, поучение, слово, беседа Литературные произведения: «Поучение Владимира Мономаха» (нач. XII в. ) «Житие Сергия Радонежского» (1418 г. ) «Житие протопопа Аввакума» (1673 г. )
Термины, обозначающие риторические понятия ветийство риторикия благоязычие доброречие красноглаголан
Рис.20 Термины, обозначающие риторические понятия ветийство риторикия благоязычие доброречие красноглаголание
Первый русский учебник риторики 1620 г. – «Риторика» Макария
Рис.21 Первый русский учебник риторики 1620 г. – «Риторика» Макария
2. Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в. ) 1699 год – «Риторика» М. И. Усачёва 1706-170
Рис.22 2. Петровский период (конец XVII в. – I пол. XVIII в. ) 1699 год – «Риторика» М. И. Усачёва 1706-1707 г. г. – лекционный курс Феофана Прокоповича (Киево-Могилянская академия)
3. Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в. ) М. В. Ломоносов «Краткое руководство к кра
Рис.23 3. Ломоносовский период (II пол. XVIII в. – нач. XIX в. ) М. В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию» (1748 г. ). «О изобретении» «О украшении» «О расположении»
«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему
Рис.24 «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» (М. В. Ломоносов)
90-е годы XVIII века 1792 г. – А. С. Никольский «Основания российской словесности» 1792 г. – М. М. С
Рис.25 90-е годы XVIII века 1792 г. – А. С. Никольский «Основания российской словесности» 1792 г. – М. М. Сперанский «Правила высшего красноречия» 1796 г. – И. С. Рижский «Опыт риторики»
Иван Степанович Рижский (1759-1811) 1786-1796 годы – преподаватель риторики и логики Санкт- Петербур
Рис.26 Иван Степанович Рижский (1759-1811) 1786-1796 годы – преподаватель риторики и логики Санкт- Петербургском горном училище 1796 год – «Опыт риторики…»
«Говорить и писать исправно, т. е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного рос
Рис.27 «Говорить и писать исправно, т. е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина» (И. С. Рижский)
И. С. Рижский. Опыт риторики,сочиненный и преподаваемый в С. -Петербургском Горном Училище (1796 г.
Рис.28 И. С. Рижский. Опыт риторики,сочиненный и преподаваемый в С. -Петербургском Горном Училище (1796 г. )
4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в. ) А. Ф. Мерзляков. Краткая ри
Рис.29 4. Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в. ) А. Ф. Мерзляков. Краткая риторика (1809) Н. Ф. Кошанский. Общая риторика (1829) Частная риторика (1832) А. И. Галич. Теория красноречия (1830) В. Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844) К. П. Зеленецкий. Общая риторика (1849) Частная риторика (1849)
Николай Фёдорович Кошанский (1784 – 1831) 1811 – 1828 – профессор русской и латинской словесности Ца
Рис.30 Николай Фёдорович Кошанский (1784 – 1831) 1811 – 1828 – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея Модель словесности Н. Ф. Кошанского: логика – «cила ума» грамматика, риторика, поэзия – «дар слова»
«Ораторство … есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…» (Н. Ф.
Рис.31 «Ораторство … есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…» (Н. Ф. Кошанский)
5. Кризис риторики (II пол. XIX в. ) Причина кризиса – сужение предмета риторики: обособляется теори
Рис.32 5. Кризис риторики (II пол. XIX в. ) Причина кризиса – сужение предмета риторики: обособляется теория науки (лингвистика, теория литературы) отделяется стилистика риторика разделяется на общую и частную
Попытки возрождения риторики в России (20-е годы XX века) 1918 г. – Институт живого слова в Петрогра
Рис.33 Попытки возрождения риторики в России (20-е годы XX века) 1918 г. – Институт живого слова в Петрограде разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности 30-е годы – слияние с Институтом языкознания (прекращение деятельности)
6. Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 г. г. ) культура речи лингвистика текст
Рис.34 6. Советский период в истории русской риторики (1920-1985/90 г. г. ) культура речи лингвистика текста функциональная стилистика прагматика и др.
7. Период возрождения (?) 70-80 г. г. XX века Г. З. Апресян (1903-1982) Н. Н. Кохтев Л. К. Граудина
Рис.35 7. Период возрождения (?) 70-80 г. г. XX века Г. З. Апресян (1903-1982) Н. Н. Кохтев Л. К. Граудина
Москва, 2009 В. И. Аннушкин
Рис.36 Москва, 2009 В. И. Аннушкин
Москва, 2009 В. И. Аннушкин, А. А. Волков
Рис.37 Москва, 2009 В. И. Аннушкин, А. А. Волков
Москва, 2009 И. А. Стернин
Рис.38 Москва, 2009 И. А. Стернин
Москва, 2011 Чеслав Далецкий
Рис.39 Москва, 2011 Чеслав Далецкий
Москва, 2011 А. К. Михальская
Рис.40 Москва, 2011 А. К. Михальская
3. Русский риторический идеал Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и ж
Рис.41 3. Русский риторический идеал Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом; последний существенно отличает истинное красноречие (Кошанский Н. Ф. Общая риторика)
Риторический идеал – образ прекрасной речи Риторический идеал – это система наиболее общих требовани
Рис.42 Риторический идеал – образ прекрасной речи Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей – этических (нравственных) и эстетических.
Идеал речи по Сократу Качества хорошей речи – это ее истинность нравственность (т. е. польза для общ
Рис.43 Идеал речи по Сократу Качества хорошей речи – это ее истинность нравственность (т. е. польза для общего блага, а не для личного) строгая упорядоченность в смысловом и формальном отношении
Требования софистов к прекрасной речи ее подчиняющая, манипулирующая сила формальная, смысловая крас
Рис.44 Требования софистов к прекрасной речи ее подчиняющая, манипулирующая сила формальная, смысловая красота и изящество логическая изощренность и формально-логическая правильность возможность самовыражения, некое самоутверждение
Древнерусский риторический идеал Беседуй только с достойным (ср. посл. : Лучше с умным камни носить,
Рис.45 Древнерусский риторический идеал Беседуй только с достойным (ср. посл. : Лучше с умным камни носить, чем с дураком вино пить). Умей выслушать собеседника Будь кроток в беседе («не свирепствовать словом, не хулить в беседе…»)
Древнерусский риторический идеал 4. Хвала добродетельна, хула (за глаза и в глаза) – греховна 5. Не
Рис.46 Древнерусский риторический идеал 4. Хвала добродетельна, хула (за глаза и в глаза) – греховна 5. Не будь многословен, груб («Когда в гневе ты, не говори грубого слова, иначе глупцом тебя назовут…») 6. Не льсти, не лги
Риторические идеалы современной России Американский / американизированный (близок к софистическому)
Рис.47 Риторические идеалы современной России Американский / американизированный (близок к софистическому) Идеал советской риторики (идеологизированность, лозунговость, бездуховность, выхолощенность) Старый отечественный русский идеал (близок к идеалу Платона и Сократа)
Этические правила судебной речи «Первое условие истинного пафоса есть искренность… Нельзя возбуждать
Рис.48 Этические правила судебной речи «Первое условие истинного пафоса есть искренность… Нельзя возбуждать в слушателях чувства безнравственные или недостойные. Нельзя обманывать, заменяя доказательства воздействием на чувство» П. С. Пороховщиков «Искусство речи на суде»
Основные характеристики риторического идеала историческая изменчивость национальная специфичность со
Рис.49 Основные характеристики риторического идеала историческая изменчивость национальная специфичность социальная обусловленность
Истоки русского речевого идеала Античность (речевой идеал Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона) Э
Рис.50 Истоки русского речевого идеала Античность (речевой идеал Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона) Этические традиции православного христианства, риторика Византии
Константин Петрович Зеленецкий «Ораторское красноречие состоит в искусстве действовать даром слова н
Рис.51 Константин Петрович Зеленецкий «Ораторское красноречие состоит в искусстве действовать даром слова на разум и волю других и побуждать их к высоким и нравственным целям»
Традиции красноречия в России, рис. 52
Рис.52
Литература Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. – М. : Академия, 1998. – 416 с. Анн
Рис.53 Литература Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. – М. : Академия, 1998. – 416 с. Аннушкин В. И. Русская риторика: исторический аспект: Учебное пособие. – М. : Высшая школа, 2003. – 397 с. Граудина Л. К. , Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М. : Центрполиграф, 2001. – 669 с. Данцев А. А. , Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 – C. 241-256 Михальская А. К. Русский Сократ: Учебное пособие. – М. : Академия, 1996. – 192 с.


Скачать презентацию