Презентация Учение о познании

Презентация Учение о познании


Предлагаем ознакомиться с содержанием и скачать для редактирования или печати презентацию «Учение о познании», содержащую 21 слайд и доступную в формате ppt. Размер файла доклада составляет 4.33 MB

Просмотреть и скачать

Слайды и текст этого доклада

Учение о познании, рис. 1
Рис.1
Учение о познании, рис. 2
Рис.2
1. Сущность, природа и содержание познания Познание – процесс деятельности человека, основным содерж
Рис.3 1. Сущность, природа и содержание познания Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. В узком смысле субъект познан
Рис.4 В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир.
Гносеология Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъ
Рис.5 Гносеология Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Термин ввел И. Кант. Это исследование познания только с Канта определилось в качестве особой области
Рис.6 Термин ввел И. Кант. Это исследование познания только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», Термин ввел И. Кант. Это исследование познания только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в XIX в. , а также в начале XX в. порой заглушало почти все прочие направления философии.
В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. В пос
Рис.7 В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
2. Понятие истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнем
Рис.8 2. Понятие истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека.
Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдава
Рис.9 Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.
Учение о познании, рис. 10
Рис.10
Учение о познании, рис. 11
Рис.11
Критерий истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности
Рис.12 Критерий истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. Основной критерии истины – практика. Другие критерии истины в познавательной деятельности: - выступают опытные данные, - логика мыслительной деятельности, - результаты научных экспериментов.
Пути познания мира
Рис.13 Пути познания мира
Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Основная форма
Рис.14 Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Наука - это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания.
Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о пре
Рис.15 Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха осязания, обоняния, вкуса). Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха осязания, обоняния, вкуса).
Формы Чувственного познания: Формы Чувственного познания: Ощущение – это первичный элемент чувственн
Рис.16 Формы Чувственного познания: Формы Чувственного познания: Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета. Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств.
Формы Рационального познания: Формы Рационального познания: Понятие – форма мысли, которая выделяет
Рис.17 Формы Рационального познания: Формы Рационального познания: Понятие – форма мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, понятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представителям этого вида: мышление, речь, труд и т. д. ). Суждение – это то, посредством чего отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Умозаключение – это связь между двумя или несколькими суждениями.
Общелогические способы мышления: Общелогические способы мышления: анализ – реальное или мысленное ра
Рис.18 Общелогические способы мышления: Общелогические способы мышления: анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих);
Общелогические способы мышления: Общелогические способы мышления: обобщение – процесс установления о
Рис.19 Общелогические способы мышления: Общелогические способы мышления: обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах); дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, при
Рис.20 Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические.
Ответы на этот вопрос даёт: Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания не
Рис.21 Ответы на этот вопрос даёт: Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.


Скачать презентацию